Подождите,
идет загрузка

Хроники жизни
детских садов и школ
блокадного Ленинграда

Сказки в бомбоубежище

8 сентября 1941 года замкнулось блокадное кольцо,
3 191 304 жителя Ленинграда оказались в окружении.
872 дня голода, обстрелов и постоянной борьбы.
400 тыс. ленинградских детей выстояли наравне со взрослыми. Проект портала «Будущее России. Национальные проекты», основанный на документальных материалах Музея Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, посвящается им, а также людям, которые заботились о самых беззащитных: учителям, воспитателям, нянечкам детских садов и интернатов. Из их воспоминаний, дневников, чудом уцелевших архивных фотографий и рисунков мы восстановили будни блокады глазами детей и их защитников.
За время блокады на Ленинград сбросили 150 тыс. снарядов. Несмотря на бомбежки и обстрелы, Ленинградский городской совет депутатов принял решение не приостанавливать работу школ. В октябре 1941-го учащиеся сели за парты, параллельно выполняя совсем недетские задания: тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках, носили ведра с водой из прорубей на Неве, стояли в очередях за хлебом, писали письма на фронт и выступали в госпиталях.
Дети о войне
Педагоги блокадного Ленинграда учили детей не только школьной программе, но и тому, как пережить свалившиеся на них тяготы: голод, страх, потерю близких. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова. Из-за усталости и недоедания детям было тяжело писать, на холоде чернила замерзали, преподавателям необходимо было рассказывать материал так, чтобы увлечь и отвлечь от будней войны. Существовало два учебных плана: один — на «обычный школьный день», второй — на случай бомбежки.
Дневник учителя
Работники детских садов жили на казарменном положении: если начинался обстрел или бомбежка, они спускали детей в коридор цокольного этажа, укрывали матрасами, успокаивали малышей, а после окончания тревоги поднимали воспитанников наверх в групповую комнату. Несмотря на суровые будни, взрослые старались обеспечить малышам полноценное детство — даже в бомбоубежищах им читали сказки, включали патефон, пели песни и рассказывали стихи. На Новый год организовывали праздничные елки с подарками и спектаклем про Снегурочку и Деда Мороза.
Детский сад № 38 в блокаду

Среда, 26 ноября 1941 года

Утро. План
1. Игры в кукольном уголке.
2. Индивидуальные занятия по развитию речи и памяти с Жоржиком и Вовой А.: разучить стихотворение «Жил-был зайчик».
3. Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10 (пособие — мелкий резиновый шар).
4. Прогулка: игра «Загони льдинку».

Утро. Учет
После обеда сразу началась тревога. В бомбоубежище прочла рассказ Бродской и Голубевой «105-й разъезд» из нового номера журнала «Костер», принесенного из дома Галей А. Потом грамотные дети по очереди читали книгу «Приключения Мюнхгаузена».

Суббота, 29 ноября 1941 года

Утро. План
Разучить стихотворение о Кирове «Во дворец меня папа с собою не взял».
Рисование старших детей о Кирове. Младшие дети играют в кукольном уголке.
Прогулка: катание на санях.

Утро. Учет
Хорошо запомнили стихотворение все дети, кроме Эрика. С ним надо чаще разучивать очень короткие стихотворения.
Рисунки получились не у всех хорошие. Лучше всех нарисовал Боря Х.
Не гуляли. Была очень долгая тревога.
В газоубежище играли в тихие игры «Часовой» и «Узнай по голосу».

Вечер. План
Складывание из бумаги домиков для макета «Зима» и склеивание их.
Слушание патефона. Массовые песни: «О Сталине», «По долинам и по взгорьям», «Москва красная» и др.

Четверг, 4 декабря 1941 года

Утро. План
1. Проверка чистоты полотенец, аккуратности мытья рук и наличия носовых платков.
2. Занятие по свободному выбору.
3. Музыкальное занятие.

Утро. Учет
Носовые платки имеются у всех детей. Моется очень неаккуратно Эрик В., прикрепила поучить мыться аккуратнее Леву. Лева ласково говорит: «Ничего, Эренька, я тебя скоро научу мыться. Ну-ка подыми повыше рукава». Дети построили из строительного материала военный корабль. «Авианосец», — говорит Коля О. Коля Л., Боря Р., Галя Ахр. вырезали и наклеили на шнур флажки из цветной бумаги для украшения корабля. Сделали мачты. Корабль получился хороший. На муз. занятии разучили новую «елочную» песенку. Играли в «воротики». Дети очень организованны.

Пятница, 12 декабря 1941 года

Утро. Учет
Очень хороший рассказ дал Боря Х.
Он придумал даже фамилию бойца и подробно рассказал о его «приключениях», как он выразился. Вова А. и Вова Н. уже лучше, активнее в группе. Вова А. меньше плачет, а Вова Н. увлекся строительством.

Пятница, 19 декабря 1941 года

Утро. Учет
Дети все, кроме Бори К., Вали П. и Игоря, считают хорошо. Валя считает правильно только до 5, Игорь — до 6, а Боря совсем не умеет считать, только молчит и сосет палец. Уровень развития Бори К. — младшей группы, не больше. Альбом делать не закончили — нет клея. Дети дали чудесные рисунки по трафаретам к сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке».

Вечер. Учет
Ввиду того что вечером не было света, занятия, которые были намечены на вечер, пришлось отменить и заменить другими. Читали книгу «История одного детства». Дети по прочтении главы рассказывали ее содержание. А также были игры под музыку.

Суббота, 20 декабря 1941 года

Утро. Учет
Все дежурные очень хорошо вместе со всеми детьми убрали все уголки. Валя Г. построил «терем, который рыбка золотая подарила старухе, когда сделала ее дворянкой». На тереме кр. флаг!

Воскресенье 21 декабря 1941 года

Утро. Учет
Были объединены старшие и средние дети в одну группу. Из-за тревоги в «воротики» не играли.

Вечер. Учет
Книгу «Часовые» Ю. Германа читали в убежище. Дети слушали книгу внимательно, хотя была тревога.

Понедельник, 22 декабря 1941 года

Утро. Учет
Перед муз. занят. гуляли. Наблюдали оттепель, отметили, что «в морозный день деревья были покрыты инеем и ветки были похожи на кружева и на хрусталь» (Галя И.), «деревья были все мохнатые» (Люда М.), «а теперь они голенькие и им холодно» (Леня Б.), «снег тает, похоже на весну» (Лева), «нет, это не весна, а просто потепление» (Галя Ахр.), «это оттепель» (Валя Г.).

Суббота, 27 декабря 1941 года

Утро. Учет
Дети играли в кукольном уголке в Кр. армию, девочки просили сделать куклам кр. крест и красноарм. шлемы. Галя Ахр. Была нач. госпиталя.

Пятница, 2 января 1942 года

Утро. План
Беседа с детьми о том, как они встретили дома Новый год.

Утро. Учет
Все дети с удовольствием пришли в д/с, и многие — Коля О., Алик А., Вова Н., Вова Л., Слава, Галя и Люся Арх. — сказали, что дома было плохо, нечего кушать и скучно, они только спали и не играли. Только Боря Х. и Галя Ив. имели в Новый год лучший обед, и Боре Х. купили подарок — гармонику.

Вечер. Учет
Дети хорошо знают текст пьесы «Снегурочка». Галя А. две песенки Снегурочки для своего возраста исполняет прекрасно. На днях пьеса «Снегурочка» будет поставлена. Выбирали дети игры по своему выбору. Играли дружно. Например, Юра, новенький мальчик, захотел кубики, которые были у рядом сидящего товарища. Тот сказал: «Когда я поиграю, дам и тебе».

Понедельник, 12 января 1942 года

Утро. Учет
Детей пришло 25 чел. Вид у всех аккуратный, и платки у всех детей имеются, кроме Толи. Выбрали новых дежурных. Отметили, что все дежурные работали неважно и часто забывали убирать свои уголки. Поговорили о том, что сейчас новый год 42-й и второй месяц зимы, наз. январь. Дети отметили, что теперь с 22 декабря, когда был самый короткий день, уже стали прибавляться дни, а ночи убавляться. Календарь нужен для того, чтобы знать, какой идет месяц, день, число, год, а красными цифрами отмечены праздники. Календарь не повесили, не готов. Написали письмо бойцам Кр. армии. Декораций не приготовляли, не успели — была тревога и все спускались в бомбоубежище.

Вторник, 20 января 1942 года

Утро. Учет
Многие дети плохо знают, какой идет год, месяц, число и как называется день. Новенькие не знают ничего — все, кроме Игоря М. Срочно внести календарь и проводить регулярно работу с календарем. Попутно отмечая важные события в детской жизни.

Четверг, 29 января 1942 года

Утро. Учет
Книга «Дедушка Мазай и зайцы» Н.А. Некрасова детям очень понравилась. Они очень хорошо запомнили, что эту книгу написал Н.А. Некрасов. Дети использовали все настольные игры, какие у нас есть. Играли в загадки, сказки Пушкина, лото, домино и др. настольные игры.

Вечер. Учет
Мальчики Коля О. и Валя Г. выстроили корабль «Аврора». Постройку сделали быстро и хорошо. Надо отметить то, что оба мальчика очень хорошо конструируют. Из конструктора собирают интересные вещи. Напр., подъемный кран. Валя М. мало общается со всеми детьми. Необходимо эту девочку заинтересовать всем, что у нас есть.

Суббота, 31 января 1942 года

Утро. Учет
Было проведено индивидуальное занятие по развитию речи, рассказ по картинке с Эриком, с Борей Х., Б. Лесниковым, В. Нефедовым и Людой М., Леней Б. Рассказы записаны. Боря Х. пытается сочинять стихи, Леня Б. тоже и довольно удачно. Записала. Играли в настольные игры по выбору. Ходили гулять. Погода очень хорошая, но многие дети, особенно Нефедов, Винклер, Толя Качалов, замерзли, т.к. не привыкли гулять. Спектакля «Снегурочка» не было.

Среда, 26 ноября 1941 года

Утро. План
1. Игры в кукольном уголке.
2. Индивидуальные занятия по развитию речи и памяти с Жоржиком и Вовой А.: разучить стихотворение «Жил-был зайчик».
3. Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10 (пособие — мелкий резиновый шар).
4. Прогулка: игра «Загони льдинку».

Утро. Учет
После обеда сразу началась тревога. В бомбоубежище прочла рассказ Бродской и Голубевой «105-й разъезд» из нового номера журнала Костер, принесенного из дома Галей Ахр. Потом грамотные дети по очереди читали книгу «Приключения Мюнхгаузена».

Суббота, 29 ноября 1941 года

Утро. План
Разучить стихотворение о Кирове «Во дворец меня папа с собою не взял». Рисование старших детей о Кирове. Младшие дети играют в кукольном уголке. Прогулка: катание на санях.

Утро. Учет
Хорошо запомнили стихотворение все дети, кроме Эрика. С ним надо чаще разучивать очень короткие стихотворения. Рисунки получились не у всех хорошие. Лучше всех нарисовал Боря Х. Не гуляли. Была очень долгая тревога. В газоубежище играли в тихие игры «Часовой» и «Узнай по голосу».

Суббота 29/XI 41 г.

Вечер. План
Складывание из бумаги домиков для макета «Зима» и склеивание их. Слушание патефона. Массовые песни: «О Сталине», «По долинам и по взгорьям», «Москва красная» и др.

Четверг, 4 декабря 1941 года

Утро. План
1. Проверка чистоты полотенец, аккуратности мытья рук и наличия носовых платков.
2. Занятие по свободному выбору.
3. Музыкальное занятие.

Утро. Учет
Носовые платки имеются у всех детей. Моется очень неаккуратно Эрик В., прикрепила поучить мыться аккуратнее Леву. Лева ласково говорит: «Ничего, Эренька, я тебя скоро научу мыться. Ну-ка подыми повыше рукава.» Дети построили из строительного материала военный корабль «Авианосец», — говорит Коля О. Коля Л., Боря Р. Галя Ахр. вырезали и наклеили на шнур флажки из цветной бумаги для украшения корабля. Сделали мачты. Корабль получился хороший. На муз. занятии разучили новую «елочную» песенку. Играли в «воротики». Дети очень организованны.

Пятница, 12 декабря 1941 года

Утро. Учет
Очень хороший рассказ дал Боря Х. Он придумал даже фамилию бойца и подробно рассказал о его «приключениях», как он выразился. Вова А. и Вова Н. уже лучше, активнее в группе. Вова А. меньше плачет, а Вова Н. увлекся строительством.

Пятница, 19 декабря 1941 года

Утро
Дети все, кроме Бори К., Вали П. и Игоря, считают хорошо. Валя считает правильно только до 5, Игорь — до 6, а Боря совсем не умеет считать, только молчит и сосет палец. Уровень развития Бори К. — младшей группы, не больше. Альбом делать не закончили — нет клея. Дети дали чудесные рисунки по трафаретам к сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке».

Вечер
Ввиду того что вечером не было света, занятия, которые были намечены на вечер, пришлось отменить и заменить другими. Читали книгу «История одного детства». Дети по прочтении главы рассказывали ее содержание. А также были игры под музыку.

Суббота, 20 декабря 1941 года

Утро. Учет
Все дежурные очень хорошо вместе со всеми детьми убрали все уголки. Валя Г. построил «терем, который рыбка золотая подарила старухе, когда сделала ее дворянкой». На тереме кр. флаг!

21 декабря 1941 года

Утро. Учет
Были объединены старшие и средние дети в одну группу. Из-за тревоги в «воротики» не играли.

Вечер. Учет
Книгу «Часовые» Ю. Германа читали в убежище. Дети слушали книгу внимательно, хотя была тревога.

Понедельник, 22 декабря 1941 года

Утро. Учет
Перед муз. занят. гуляли. Наблюдали оттепель, отметили, что «в морозный день деревья были покрыты инеем и ветки были похожи на кружева и на хрусталь» (Галя И.), «деревья были все мохнатые» (Люда М.), «а теперь они голенькие и им холодно» (Леня Б.), «снег тает, похоже на весну» (Лева), «нет, это не весна, а просто потепление» (Галя Ахр.), «это оттепель» (Валя Г.).

Суббота, 27 декабря 1941 года

Утро. Учет
Дети играли в кукольном уголке в Кр. армию, девочки просили сделать куклам кр. крест и красноарм. шлемы. Галя Ахр. Была нач. госпиталя.

Пятница, 2 января 1942 года

Утро. План
Беседа с детьми о том, как они встретили дома Новый год.

Утро. Учет
Все дети с удовольствием пришли в д/с, и многие — Коля О., Алик А., Вова Н., Вова Л., Слава, Галя и Люся Арх. — сказали, что дома было плохо, нечего кушать и скучно, они только спали и не играли. Только Боря Х. и Галя Ив. имели в Новый год лучший обед, и Боре Х. купили подарок — гармонику.

Пятница, 2 января 1942 года

Вечер. Учет
Дети хорошо знают текст пьесы «Снегурочка». Галя А. две песенки Снегурочки для своего возраста исполняет прекрасно. На днях пьеса «Снегурочка» будет поставлена. Выбирали дети игры по своему выбору. Играли дружно. Например, Юра, новенький мальчик, захотел кубики, которые были у рядом сидящего товарища. Тот сказал: «Когда я поиграю, дам и тебе».

Понедельник, 12 января 1942 года

Утро. Учет
Детей пришло 25 чел. Вид у всех аккуратный и платки у всех детей имеются, кроме Толи. Выбрали новых дежурных. Отметили, что все дежурные работали неважно и часто забывали убирать свои уголки. Поговорили о том, что сейчас новый год 42-й и второй месяц зимы, наз. январь. Дети отметили, что теперь с 22 декабря, когда был самый короткий день, уже стали прибавляться дни, а ночи убавляться. Календарь нужен для того, чтобы знать, какой идет месяц, день, число, год, а красными цифрами отмечены праздники. Календарь не повесили, не готов. Написали письмо бойцам Кр. армии. Декораций не приготовляли, не успели — была тревога и все спускались в бомбоубежище.

Вторник, 20 января 1942 года

Утро. Учет
Многие дети плохо знают, какой идет год, месяц, число и как называется день. Новенькие не знают ничего — все, кроме Игоря М. Срочно внести календарь и проводить регулярно работу с календарем. Попутно отмечая важные события в детской жизни.

Четверг, 29 января 1942 года

Утро. Учет
Книга «Дедушка Мазай и зайцы» Н.А. Некрасова детям очень понравилась. Они очень хорошо запомнили, что эту книгу написал Н.А. Некрасов.
Дети использовали все настольные игры, какие у нас есть. Играли в загадки, сказки Пушкина, лото, домино и др. настольные игры.

Четверг, 29 января 1942 года

Вечер. Учет
Мальчики Коля О. и Валя Г. выстроили корабль «Аврора». Постройку сделали быстро и хорошо. Надо отметить то, что оба мальчика очень хорошо конструируют. Из конструктора собирают интересные вещи. Напр., подъемный кран. Валя М. мало общается со всеми детьми. Необходимо эту девочку заинтересовать всем, что у нас есть.

Суббота, 31 января 1942 года

Утро. Учет
Было проведено индивидуальное занятие по развитию речи, рассказ по картинке с Эриком, с Борей Х., Б. Лесниковым, В. Нефедовым и Людой М., Леней Б. Рассказы записаны. Боря Х. пытается сочинять стихи, Леня Б. тоже и довольно удачно. Записала. Играли в настольные игры по выбору. Ходили гулять. Погода очень хорошая, но многие дети, особенно Нефедов, Винклер, Толя Качалов, замерзли, т.к. не привыкли гулять.
Спектакля «Снегурочка» не было.

С ноября 1941 года начало резко расти число детских домов, куда приводили сирот. Часто работники сами находили на улицах или в опустевших домах малышей, оставшихся без близких. Почти все детские сады и интернаты блокадного Ленинграда стали круглосуточными. Весной 1942 года начались обстрелы Ленинграда дальнобойными орудиями. Но даже в этих условиях воспитатели и нянечки возвращали детей к жизни — откармливали, учили говорить, писать, считать и снова радоваться простым вещам.
Дети интерната № 43
Дзержинского района
872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили наравне со взрослыми. Вместе с врачами, бойцами местных противовоздушных дружин, водителями Дороги жизни и простыми горожанами учителя и воспитатели делали все возможное, чтобы спасти детей в осажденном городе. Ленинград выстоял, эти люди сохранили его будущее.