Статья

8 НОЯБ 2019, 20:30

​"Земский учитель": как регионам помогут бороться с дефицитом педагогов на селе

Как будет проходить отбор для участия в программе и чем именно помогут педагогам, решившим переехать в села, поселки или малые города

Каждый год чиновники констатируют, что именно в сельской местности наблюдается нехватка хороших педагогов: глава Минпросвещения Ольга Васильева, например, сообщала, что в сельских школах России насчитывается около 12 тыс. вакантных мест.Регионы этой проблемой занимаются не первый год и проводят собственные программы для того, чтобы все больше учителей приезжало работать в села. Со следующего года решение этого вопроса выйдет на федеральный уровень: с января 2020 года стартует программа "Земский учитель", разработанная по поручению президента России. Ее обсуждение стало одной из центральных тем IV Всероссийского съезда учителей сельских школ, который проходил 7-8 ноября в Белгородской области. Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого выступает ТАСС, побывал на съезде, где узнал, как будет проходить отбор для участия в программе, на что смогут опираться субъекты при ее реализации, а также, как что делают сами регионы для ликвидации дефицита кадров.

Потребность в кадрах

Федеральная программа "Земский учитель" предполагает, что педагоги, которые переедут в села, поселки или малые города России с численностью до 50 тыс. человек, смогут получить единовременную выплату в размере одного миллиона рублей, а если речь идет о Дальневосточном федеральном округе – 2 млн рублей. На что и как тратить эти деньги, учитель будет решать самостоятельно.

Как рассказала журналистам Васильева, программа будет рассчитана на 3 года. За это время на ее реализацию из бюджета может быть направлено 4 млрд рублей. В Минпросвещения ожидают, что благодаря таким мерам в села и малые города удастся привлечь 4 тыс. педагогов, однако эта цифра не финальная, и может впоследствии может корректировать квоты по необходимости. С учетом озвученного ранее министром размера дефицита кадров – 12 тыс. учителей – это означает, что программа ликвидирует недостачу преподавателей в сельских школах минимум на треть.

Пресс-служба Всероссийского педагогического собрания (ВПС)

Выступая на одной из сессий съезда, директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения Мария Хлопотных отметила, что на сегодняшний день некоторые вакансии в сельских школах не закрываются уже на протяжении года, а то и двух и более лет. "На плечи педагогов сельских школ и малых городов ложится серьезная нагрузка: зачастую приходится преподавать и свой предмет, и смежные предметы. И нагрузка педагога далека от 18 часов (1 ставка - прим. ред.), она достигает и 28, а в отдельных случаях и 30-32 часов. Это тяжелый труд и тяжелая нагрузка, которая не может не сказываться на качестве преподавания. Не потому, что у педагога не хватает компетенций, а потому что [сказывается] обычная человеческая усталость присущая из-за большого количества работы, нагрузки", - рассказала она.

Критерии отбора

По словам главы департамента, "Земским учителем" может стать каждый педагог, который имеет среднее профессиональное или высшее образование и согласен выполнить определенные требования. Основное из них – переехать в село или малый город и отработать в местной школе не менее пяти лет. При этом речь идет не только о молодых педагогах: по словам Хлопотных, на федеральном уровне верхняя возрастная планка составляет не более 55 лет. Но и это не придел, ведь, как заверила чиновник, этот показатель носит исключительно рекомендательный характер, и каждый регион сам имеет право устанавливать возрастные границы участников программы.

Самостоятелен субъект и в определении дополнительных критериев, по которым происходит отбор кандидатов на получение единовременной выплаты. В то же время регионы могут ориентироваться на перечень рекомендаций, подготовленных министерством.

Так, преимущество при отборе, по мнению ведомства, может иметь претендент, который является выпускником школы, попавшей в программу, или уроженцем села или города, в котором расположена эта школа.

Пресс-служба Всероссийского педагогического собрания (ВПС)

Могут повысить шансы участников и наличие непрерывного педагогического стажа от 5 до 10 и более лет, непрерывность работы в одной школе в течение минимум 3 лет; наличие семьи и детей, возможность преподавания смежных дисциплин. "Безусловно, это критерии варьируемые, и субъект и школа в праве решать, включать или не включать тот или иной дополнительный критерий", - подчеркнула Хлопотных.

Привлечь и удержать

По мнению министра образования Белгородской области Елены Тишиной, наибольшее количество баллов при проведении отбора на участие в программе должен иметь тот кандидат, который стремится попасть в удаленную от центра школу и готов занять место, на которое долго не могут найти кандидата. "Потребность у нас - вакантных 25 мест в сельских школах. На сегодняшний день мы уже проанализировали вакансии, которые в течение ряда лет не закрывались<…> Мы понимаем, что большая их часть может быть закрыта благодаря реализации программы "Земский учитель", - рассказала она.

По ее словам, главный вопрос, который стоит перед регионом сегодня, - не столько направить специалистов в сельскую школу, сколько сделать так, чтобы они остались работать на селе. "Сохранены у нас и социальные гарантии педагогам, которые работают в сельской местности: это и коммунальные выплаты, возмещения и за наем помещения, и за содержание жилого помещения, ремонт, отопление, электроэнергию. Такое, наверное, есть во многих регионах, и мы тоже это поддерживаем", - добавила Тишина.

В Нижегородской области более 70 вакансий в сельских школах планируют закрывать как благодаря федеральной программе "Земский учитель", так и собственной - региональной, которая в свою очередь отличается рядом условий. "Наша программа немного другая: это предоставление также до миллиона рублей, но именно на приобретение жилья, и срок отработки – 7 лет, до этого было 10 лет<…> "Земский учитель" для нас получается еще одним пазлом этой системы, но на других условиях: может быть кто-то не захочет воспользоваться нашей программой и получать деньги на жилье, он воспользуется "Земским учителем" и потратит деньги, например, на собственное образование", - поделился глава областного минобрнауки Сергей Злобин.

Пресс-служба Всероссийского педагогического собрания (ВПС)

Возраст не главное

Своя программа привлечения педагогов к работе в селе действует и в Пермском крае, где, по словам главы минобрнауки региона Раисы Кассиной, большая часть школ находится в сельских территориях. "Мы придумали этот проект, как проект, предоставляющий возможность учителю переехать на постоянное место жительства в село. По крайней мере, он приобретает квартиру или строит там дом и обязуется проработать на селе пять лет", - рассказала она.

При этом чиновница обратила внимание на то, что изначально проект был рассчитан именно на молодых педагогов в возрасте до 35 лет, однако он не дал желаемого эффекта, поэтому возрастную планку пришлось поднять до 40 лет. "Даже сейчас мы отказываемся от 40 лет и переносим [верхнюю возрастную планку] до 50. Потому что готовы переезжать на постоянное место жительства те люди, у которых уже выросли дети, тогда они готовы оставлять свое жилье детям и переезжать в сельскую местность", - поделилась опытом своего региона Кассина.

Пресс-служба Всероссийского педагогического собрания (ВПС)

А по мнению преподавателя русского языка и литературы из села Плеханово Липецкой области Александры Панариной, к работе на селе можно и нужно привлекать молодых специалистов, которых действительно мало в школах. "Возрастной состав учителей сейчас достаточно приличный. Лет через пять-десять нехватка кадров будет приличной", - считает она. Федеральная программа "Земский учитель", считает педагог, может и не решить проблему полностью, но улучшить ситуацию определенно способна. "Это будет первым капиталом для того, чтобы человек задумался в принципе о том, а стоит ли ему пойти работать в село", - сказала Панарина

Исходя из собственного опыта, а также рекомендаций Минпросвещения, все регионы должны будут определить перечень вакансий, а также составить свой список критериев для отбора участников программы. Прием заявлений от претендентов начнется с 10 января и продлится до 15 апреля, а определение победителей пройдет в марте. Вся информация о программе будет размещаться в открытом доступе на официальном портале, который, как сообщила министр на съезде, уже начал работать. Единовременную выплату будущие сельские учителя получат в течение осени 2020 года - уже на новом месте работы.

Юрий Кукин