Статья

20 ФЕВР, 18:53

Всем мостам по деньгам: правительство выяснило, что мешало нацпроектам в первый год

Корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты" собрали самые интересные моменты состоявшегося в четверг заседания правительства РФ и обнаружили двух спасителей и одну революцию

Правительство на своем заседании в четверг наводило мосты. И в прямом, и в переносном смысле: сначала с подачи премьер-министра Михаила Мишустина изучало, как совершить переход от проблем прошлого к рывку в будущем. А затем слушало рассказ министра транспорта о том, как падают мосты и сколько нужно денег, чтоб не падали. Корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты" собрали самые интересные моменты заседания и обнаружили двух спасителей и одну революцию.

Что мешает нацпроектам

Открывая новое заседание кабмина, Мишустин повторил уже озвучивавшуюся им цифру – 149 млрд рублей неосвоенных денег по нацпроектам. И вновь повторил, что задача правительства – обеспечить исполнение послания президента и нацпроекты. Но с нынешней "тенденцией это будет сделать непросто". Бюджет за прошлый год не исполнен примерно на 1,1 трлн рублей, на нацпроекты с начала года потрачено не более 12,2% средств – такие данные Счетной палаты привел премьер. И похоже, это был первый случай, когда глава правительства ставил публично на вид подчиненным неутешительные (чаще всего) данные ведомства Алексея Кудрина.

"Необходимо провести работу с федеральными органами исполнительной власти и понять, что им мешает", - подчеркнул премьер.

Что же мешало изящно исполнять все фигуры танца (то есть цели и задачи) нацпроектов в первый год их реализации? Как оказалось – сложная и запутанная процедура госзакупок. Соответствующий закон, принятый в 2013 году, с тех пор неоднократно корректировался. Основная задача 44 Федерального закона и его "младшего брата", 223 Федерального закона (о процедуре закупок компаний с госучастием) – унификация закупок товаров и услуг и борьба с коррупцией. Однако от правки к правке закон не переставал быть громоздким и почти неподъемным в исполнении.

"Многие отмечают, что сейчас соблюдение процедуры закупки, несмотря на все попытки этот закон изменить, фактически важнее достигнутого результата", - отметил Мишустин
Премьер-министр РФ Мишустин Дмитрий Астахов/ТАСС

Действительно, весь прошлый год Федеральная антимонопольная служба фиксировала нарушения в госзакупках в рамках нацпроектов – например, в Татарстане из 320 проверенных контрактов нарушения нашли в 169. Но в регионах настаивают на неумышленности нарушений – причина в сложности самой системы, утверждают участники процесса (и даже порой сотрудники прокуратуры, которые отмечали эти нарушения).

В итоге в прошлом году бывший премьер-министр Дмитрий Медведев назвал эту систему "мешающей работать" в рамках нацпроектов и анонсировал ее упрощение. Например, заказчикам разрешили в случае форс-мажоров менять условия контракта или однократно продлевать срок его исполнения. Мишустин поблагодарил Госдуму и правительство за эту работу, но считает, что на достигнутом не следует останавливаться. Контракты на строительство и госзакупки тоже должны проводиться быстрее: в начале года, а не в четвертом квартале, также подчеркнул глава правительства.

Спасать ситуацию (то есть "разобраться и оперативно подготовить соответствующие поправки к закону") поручено главе Минфина Антону Силуанову. Доклада от него премьер ждет к 20 марта (кстати, 20 февраля истекал срок, до которого министры должны были представить свои поправки в паспорта нацпроектов).

А вице-премьеру Марату Хуснуллину поручено и вовсе спасать нацпроекты регулярно - он возглавит комиссию по региональному развитию, куда войдут "все участники нацпроектов, включая губернаторов". Эта комиссия, как отметил премьер, должна будет "еженедельно снимать все проблемы", которые возникают в ходе исполнения нацпроектов.

Кроме этого, Хуснуллину поручили подготовить предложения, как максимально ускорить и упростить процедуры подготовки к строительству, которые сейчас могут занимать все два года. И это очевидно напрямую влияет на то, насколько вовремя будут сдаваться объекты строительства в рамках нацпроектов.

Как спасут мосты

"У кого из нас мост не падал?", - вопрошал герой фильма "День выборов-2". Если следовать информации, которую привел на заседании кабмина министр транспорта РФ Евгений Дитрих, мосты падали у многих.

Вверенный Дитриху нацпроект "Безопасные и качественные автодороги" задачи прошлого года выполнил. Но обнаружилась проблема: 7% из 135 тысяч мостов в стране находятся в аварийном или ветхом состоянии. Министр напомнил, как в 2018 году обрушился пролет моста в Краснодарском крае, что привело к ограничению движения на трассе, соединяющей курортный центр с посёлком Джубга. Обвалился мост в Омской области, что отрезало восемь поселков от "большой земли". В прошлом году под весом самосвала провалился пролет путепровода над железнодорожными путями в Амурской области – чудом обошлось без человеческих жертв. И под колонной самосвалов рухнул мост в Оренбурге.

"Последствия их разрушений или просто ограничения движения вызывают существенные потери для экономики и значительные неудобства для населения", - продолжал министр.

Заодно он вспомнил, как автомобилисты ждут открытия шлагбаума на железнодорожных переездах, иногда часами: "Если железная дорога проходит через город, то проблема усугубляется с учётом высокого трафика, длительного ожидания и риска дорожно-транспортных происшествий".

Станислав Красильников/ТАСС

Но в конце тоннеля есть свет: Минтранс совместно с МВД России и РЖД разработал программу ремонта более 2 тысяч аварийных мостов и строительства 170 новых на пересечениях автомобильных и железных дорог до конца 2024 года. Всего на это надо 379,9 млрд рублей, подсчитали в Минтрансе. Механизм их выделения уже согласован с первым вице- премьером Андреем Белоусовым. А для того, чтобы регионы уже сейчас могли начать работу, и применили современный проектный подход, саму программу предложено включить в "дорожный" нацпроект. Замечаний к этому у участников заседания правительства не возникло.

"Принимаем", - резюмировал Мишустин.

Программа, о которой рассказал Дитрих, была разработана Минтрансом еще в конце прошлого года. До 2035 года в министерстве на нее просили 1,12 трлн рублей, ее одобрял проектный комитет БКАД и правительственная комиссия по транспорту. Минтранс уже тогда говорил о внесении программы в нацпроект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в виде федпроекта "Мосты и путепроводы". Но в феврале идеи расширения нацпроекта не поддержал вице-премьер Марат Хуснуллин – он предложил отодвинуть вопрос, пока не найдутся дополнительные источники финансирования.

Так что сегодняшнее решение, несмотря на сокращение сроков реализации на 10 лет и уменьшение суммы более чем 740 млрд рублей, можно считать революционным.

Выгода от конкурентоспособности

Пожалуй, только с образованием на заседании (по крайней мере, в его публичной части) все прошло довольно гладко.

"Российские вузы должны занимать достойные позиции в мировых рейтингах университетов, а диплом российского вуза - быть свидетельством современного и качественного образования. От этого зависит насколько успешными станут наши выпускники и в конечном счете развитие всей нашей страны в целом", - констатировал Мишустин.

Поэтому на повышение конкурентоспособности вузов (проект "5-100") правительством будет направлено чуть более 10 млрд рублей — "господдержку получит 21 российский университет".

Валерий Матыцин/ТАСС

Выбирать на что тратить эти деньги, университеты смогут самостоятельно: ведь чтобы достойно выглядеть на мировом образовательном рынке, каждый ведущий российский вуз, напомнил Мишустин, реализует собственные программы развития, а для этого "где-то нужно привлечь специалистов, в том числе и международного уровня, для работы со студентами, где-то организовать соответствующую стажировку для преподавателей, причем как внутри страны, так и за ее пределами, или открыть новую лабораторию, запустить новый инновационный научный проект".

О том, будет ли проект "5-100" расширен в этом году Мишустин не упомянул. Увеличить число университетов, входящих в проект, с 21 до 30 еще осенью прошлого года на заседании по повышению конкурентоспособности ведущих вузов предложил предшественник нынешнего премьера Дмитрий Медведев. А затем вице-премьер РФ Татьяна Голикова уточнила, что проект ждет не просто расширение, а перезагрузка, и добавила, что в 2021 году его финансирование вырастет на 5 млрд рублей.

Полякова Юния, Даниил Шабашов, Юрий Кукин