logo

28 января

20:51

В музее Ингушетии создадут мультимедиагид по картинам, ювелирным изделиям и скульптурам

20:36

Основной этап строительства Багаевского гидроузла планируется начать в 2020 году

20:26

Власти Удмуртии в 2020 году направят около 16 млрд рублей на реализацию нацпроектов

20:18

Титов считает справедливой часть предложений РСПП о санкциях бизнесу за валютные нарушения

20:14

Минкомсвязь подержала идею реализовать "Цифровой регион" на основе опыта "Умного города"

19:30

РЖД заключили контракты с МСП на 229 млрд рублей в 2019 году

19:10

Власти Ставрополья направят более 1 млрд рублей на поддержку МСП в 2020 году

18:39

Минздрав РФ вернет пункт о ВМП в порядок оказания медпомощи пожилым

18:34

Детский технопарк "Кванториум" открыли в Адыгее по нацпроекту

18:31

Стал известен объем финансирования нацпроектов в Калининградской области в 2020 году

18:10

В Сахалинской области при рождении первенца будут выплачивать 150 тыс. рублей

17:41

​В поселке Изыхские Копи в Хакасии построили новый ДК вместо пострадавшего при землетрясении

17:34

Эксперт заявил о необходимости утвердить регламент работы центров второго мнения в детской онкологии

17:17

Школьники в Иркутской области стали получать бесплатное молоко

17:03

Разработки российских ученых

Ученые РФ обнаружили связь рецидива рака легкого и патологических изменений в бронхах

16:59

Росстат: объем ввода жилья в 2019 году увеличился на 6%

16:45

Недостроенный детсад по нацпроекту в Великом Новгороде завершат к июню

16:39

ДФВТ планирует запустить проект "Умный город" на Сахалине и в Хабаровском крае

16:24

В Карачаево-Черкесии до конца 2024 из аварийного жилья расселят около 200 человек

16:21

Платформа господдержки томского малого и среднего бизнеса заработает до 1 марта

16:19

Внешнеторговый оборот Чувашии в 2019 году сохранился на уровне 2018 года

16:13

В Госдуме предложили распространить ипотечные каникулы на предпринимателей и самозанятых

15:57

Истории жителей Подмосковья о героях войны попадут в экспозицию музея Зои Космодемьянской

15:44

Обращение с отходами

Существовавший с 1964 года полигон ТКО под Томском рекультивируют к концу 2028 года

15:43

Новые квартиры до 2025 года получат более 5,1 тыс. жителей аварийных домов Тверской области

15:34

Новый модульный фельдшерско-акушерский пункт по нацпроекту открыли на Урале

15:32

Ремонт дорог в Свердловской области в 2020 году будет стоить 3,48 млрд рублей

15:03

Чистые берега

Названа дата начала расчистки водной системы Гатчинских парков в Ленобласти

14:40

Курганские власти планируют развивать в регионе бизнес-наставничество по нацпроекту МСП

14:27

Дитрих: смена кабмина не приведет к кардинальным пересмотрам проекта трассы Москва-Казань

14:22

Ученые из МФТИ создали конструкцию биосенсора с повышенной чувствительностью

14:09

Новая информационная система Лесвосток.рф будет представлена на ВЭФ в 2020 году

14:02

Участники ЯМЭФ-2020 планируют обсудить реализацию нацпроектов

14:01

Нижегородские власти начали подготовку к запланированному на 2020 год ремонту дорог

13:58

Курганские власти планируют развивать в регионе бизнес-наставничество

13:48

​РБК: глава Российского экспортного центра покинет свой пост

13:41

В Чечне разработают дорожную карту пилотного проекта ИЖС

13:30

"Роснефть" планирует провести исследования животных в Арктике

13:16

Российские физики намерены через два года достичь квантового превосходства

13:12

Ученые синтезировали алмаз для разработки оптических систем квантовой связи

13:09

Липецкую область предложили сделать федеральным центром гребных видов спорта

13:08

​Российские ученые разработают рекомендации по сохранению популяции черноморских дельфинов

12:55

Научно-образовательные центры

Эксперты: комплексные проекты в рамках НОЦ должны развиваться с участием властей регионов

12:27

Свое дело

РБК: доля малого бизнеса в экономике РФ снизилась почти на 2%

12:21

Строительство и ремонт дорог

"Автодор" запустил движение на первом в 2020 году участке ЦКАД-5

11:54

"Российский экологический оператор" возглавил советник министра природных ресурсов

11:20

Власти Сахалина намерены создать в регионе логистический хаб для Северного морского пути

11:12

Новые школы

В Новгородской области обновят технику в более чем 100 школах и колледжах

11:05

Две вертолетные площадки для санавиации построят в Тамбовской области к весне этого года

11:03

Борьба с онкозаболеваниями

Онкологические амбулатории будут созданы в Севастополе в 2020 году

Статья

23 ДЕК 2019, 09:30

Вдыхая жизнь в древность: как меняется старейший город Кавказа

Смелый проект молодых архитекторов вдохновляет власти и жителей Дербента на то, чтобы работать над превращением города в туристическую жемчужину России

В дагестанском Дербенте завершаются работы по благоустройству первой очереди магалов - так называются старинные кварталы, зажатые между двумя многовековыми крепостными стенами. В 2018 году этот проект победил на первом Всероссийском конкурсе благоустройства малых городов и исторических поселений и получил федеральный грант в размере 50 млн рублей. Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" рассказывает о том, как изменения на тысячелетних улицах начались с одной маленькой детской площадки.

Один из древнейших городов

Дербент — один из старейших городов России. Официально он отметил юбилей — 2 тыс. лет — в 2015 году. Город раскинулся по берегу моря к северу и югу от стен древней цитадели Нарын-кала. Неприступная крепость, преграждавшая проход с севера на юг вдоль Каспийского моря, расположена на горе, от нее вниз, к морю, на 5 км параллельно протянулись две мощных городских стены, северная и южная, под защитой которых веками жил древний город. Когда-то стены уходили в море, чтобы защитить город от нападения с воды. Старый Дербент в границах этих стен условно делится на три части: верхний город — магалы, средний, или внутренний, город — шахристан, нижний город — порт и припортовые кварталы.

Магалами называют кварталы с узкими извилистыми улицами из одно-двухэтажных каменных домов с плоскими крышами, стоящих вплотную друг к другу. Эти улицы не имеют названий, поэтому в адресах пишут номер магала и номер дома. Со средневековой эпохи здесь не поменялись ни архитектура, ни планировка, поэтому каменная застройка вошла в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это значит, ничто не должно изменить исторический облик древней кавказской застройки. Нумерация магалов начинается с тех, что расположены ниже, и растет по мере увеличения высоты.

Елена Афонина/ТАСС

Однако магалы — не только наследие ЮНЕСКО, но и центральный городской микрорайон, в котором проживают около 20 тыс. человек. На популярных ресурсах по продаже недвижимости можно найти объявления о домах в магалах и за 900 тыс., и за 6–7 млн рублей. Несмотря на то что в микрорайоне есть и вполне дорогие объекты, отсутствие централизованных коммуникаций в старом жилом фонде (некоторым домам 500 лет!) не повышает статус жизни в магалах, особенно в верхней их части.

Всего в Дербенте девять магалов. Самые высокие, восьмой и девятый, стоят почти у подножия древней цитадели на горе. Жительница Дербента Сахрая Гусейнова живет в восьмом, от ее дома открывается панорамный вид на город.

"Раньше хотели уехать из магалов. Наш дом крайний, выше — подпорная стена, склон и крепость. Дождь идет — удар воды мы на себя принимаем", — рассказывает Гусейнова, стоя на перекопанной улице у собственных ворот.

Елена Афонина/ТАСС

Здесь теперь кипит работа: рабочие облицовывают светлым дагестанским камнем смотровую площадку и мостят улицы. Канализационные трубы и каналы для проводов уже уложены в грунт, подпорная стена у ворот укреплена бетоном и сваями, причем стройматериалы пришлось заносить вручную — из-за крутого подъема машина не смогла заехать наверх.

"Наш дом, получается, возле самой лестницы к крепости, ее после реконструкции откроют, а раньше это был тупик. Вот думаем, какое будет тут движение. Если все получится, то туристов будем ждать, чай им дадим. Может, сувениры какие, магазин, почему нет. Раньше хотели дом продать, но после такого ремонта мы точно никуда не уедем", — говорит Сахрая.

Городу нужны туристы…

Бытовая и экономическая неустроенность побуждала жителей Дербента задумываться о переезде не только из магалов в городские квартиры, но и в целом из Дербента, рассказывает 70-летняя бывшая учительница Дашбике Марданова, другая жительница восьмого магала. По ее словам, город страдает от безработицы, и женщина надеется, что программа реконструкции поможет повернуть вспять поток уезжающих из Дербента.

Елена Афонина/ТАСС

"У нас работы нету. В советское время на тех, кто не работал, пальцем показывали! Были заводы — военные, швейный, строительный. У меня сын в Ленинград уехал — да, Ленинград, я старый человек, для меня этот город всегда будет называться именно так. Нет тут работы, только если неофициально, без стажа и пенсии. А у нас будет чистота, туристы приедут, а значит, найдется и на месте работа", — надеется женщина.

Способная привлечь туристов пешеходная связь квартала магалов с древней цитаделью на самом верху горы вошла в число наиболее важных пунктов заявки проекта на всероссийский конкурс проектов благоустройства малых городов и исторических поселений в 2018 году, рассказывает руководитель исследовательских программ лаборатории Московской архитектурной школы Филипп Якубчук за чашкой чая с айвовым вареньем в кафе у Наргиз Агузаровой рядом с воротами Баят-Капы.

Хозяйка рада гостям: в предзимье мало кто забредает в ее кафе-киоск. "Зимой вообще торговли не бывает. Я из-за строителей с магалов на работу выхожу — они приходят пирожки кушают, чуду кушают, работают ведь с утра до поздней ночи. А летом туристы тут много ходят — из Америки, Китая, Индии. Сейчас пыль от стройки, но зато потом красиво станет. Мы тоже, может, ремонт сделаем. Зонтики поставим, у нас же место есть", — говорит она.

Елена Афонина/ТАСС

В год в Дербент приезжают около 90 тыс. туристов, но в основном на один день — посмотреть на цитадель, продолжает Якубчук. До магалов доходят не более 5 тыс. из них, хотя узкие каменные улочки — время здесь словно остановилось — наполнены необычайным колоритом, необходимым для атмосферных фотосессий, неспешных прогулок и осмотра достопримечательностей: чего стоит хотя бы старейшая в России и на всем постсоветском пространстве Джума-мечеть.

От цитадели до магалов всего 100 м по прямой, но это путь по крутому спуску с недостроенной лестницей. Связать крепость и старинные кварталы — значит, создать транзитный поток, который принесет жителям магалов возможность заработка: появятся перспективные кафе, сувенирные лавки, мастерские народных промыслов, этнохостелы, гостевые дома, бани.

…Но сначала — водопровод и канализация

Важной частью проекта реконструкции магалов стало создание практически с нуля водопровода, канализации и инженерных сетей, рассказывает заместитель начальника управления ЖКХ городского округа Дербент Мираббас Сеидов — он контролирует ход строительных работ. Сеидов родом из шестого магала, так что умеет находить общий язык с местными жителями.

По его словам, городского водопровода и централизованной канализации в верхних кварталах никогда не было. Древняя лотковая канализация, выложенная из плит и каменных глыб 500 лет назад, давно пришла в негодность. Порой хозяйки выливали бытовые нечистоты прямо на улицу.

"От этого грунт на полтора метра вниз весь черный. Я все это вывожу и заполняю чистым грунтом. Укладываем сети, делаем выводы для домов и начинаем мощение. Мостовой тут тоже не было. Где-то был асфальт, где-то щебенка. Любой дождь приводил к непроходимой грязи", — рассказывает замначальника управления ЖКХ.

Инженерные сети — самая сложная часть работы. К середине декабря горным камнем замостили 4 тыс. кв. метров дорог и тротуаров, убирают провода с покосившихся столбов, запущены водопровод и канализация, отлажено освещение. За время реконструкции в микрорайоне впервые появились пожарные гидранты, а уровень грунта у одних ворот был опущен на 50 см, чтобы пожарная машина могла заехать внутрь крепости, продолжает Сеидов.

"Дербент наконец начал получать то, что заслуживает. Я уже давно не живу в магалах. Удивляюсь, что мешало местным властям еще в советское время понемногу проводить канализационные и водопроводные сети", — говорит он.

Елена Афонина/ТАСС

Впрочем, проблема канализации в магалах — лишь малая часть общей ситуации со стоками в городе: очистные сооружения, по сути, отсутствуют много лет, и содержимое канализации сливается прямиком в Каспийское море, которое в этом районе признано непригодным для купания. Сейчас в черте города восемь прямых стоков нечистот в море. Власти запланировали проложить канализационную трубу, которая на километр уйдет в море, чтобы аккумулировать в ней стоки и сливать их подальше от прибрежной зоны. Параллельно ведется строительство системы очистных сооружений, чтобы к 2022 году стоки сливались очищенными.

Старые коммуникации в городе все же были, и на первом этапе планировалось их использовать. Однако в декабре обнаружили, что при реконструкции одной из улиц к 2000-летнему юбилею Дербента, устанавливая столбы освещения над трубой канализационного коллектора, строители ее насквозь пробурили и залили бетоном. Была повреждена труба для напорной канализации, написал мэр Дербента Хизри Абакаров на своей странице в Instagram. Эта "находка" отсрочит запуск первой очереди новой системы стоков.

Елена Афонина/ТАСС

Инфраструктура — важнейшая часть изменений и для магалов, и для всего города, резюмирует Дашбике Марданова. Появление воды и центральной канализации — самое важное, что произошло в магалах за последние сто лет, уверена она.

"Для местных это главное достижение. Раньше вода до ворот доходила, а после сами себе делали, проводили трубы", — вспоминает Марданова.

"Канализацию нам сейчас уже сделали, с водой проблема была — она не поднимается к нам, — добавляет Сахрая Гусейнова, — ведрами носим. Но Мираббас [Сеидов] сказал: "Иншаллах, будет вода".

Все началось с детской площадки

Благоустройство в магалах началось с одной маленькой детской площадки, вспоминает Филипп Якубчук. В 2017 году его лаборатория проводила в Дербенте архитектурный фестиваль, участники которого должны были за пять дней спроектировать и построить объекты благоустройства в разных частях города. Одна из команд выбрала небольшой участок возле общественных бань в магалах, чтобы сделать там детскую площадку. Местная администрация отговаривала заниматься этой частью города, но молодые архитекторы смогли и уговорить власти, и подружиться с местными жителями, и обратить внимание на проблемы старых кварталов.

"И когда был объявлен первый федеральный конкурс благоустройства, "МАРШ лаб" и Администрация Дербента решили подавать заявку на грант именно для этой части города", — рассказывает Якубчук.

Заявка на конкурс Минстроя была разработана "МАРШ лаб" вместе с бюро "Практика", дагестанским архитектором Камилем Цунтаевым, администрацией Дербента и жителями магалов, с которыми проводились совещания

Елена Мишина/Будущее России. Национальные проекты

В заявке предлагалось посмотреть на Дербент как на туристический ключ к Дагестану, вспоминает партнер архитектурного бюро "Практика" Денис Чистов. "Концепция заявки была не просто про благоустройство, а про новый смысл развития туризма в этом регионе. У Дербента огромный потенциал, и он может стать хабом для туристов, которые приезжают посмотреть регион, потому что Дагестан пока еще с точки зрения туризма воспринимается неоднозначно, несмотря на свои природные красоты. В заявке на конкурс была декларирована идея, чтобы развивать локальный туризм и поддерживать малый бизнес", — говорит он.

Поскольку в кафе к Наргиз Чистов не успел, мы беседуем уже на месте проведения работ, но передаем вопрос от хозяйки, живущей в пятом магале: когда благоустройство доберется и к ним?

"Это будет в нашей следующей заявке на конкурс проектов благоустройства малых городов и исторических поселений, на 2020 год", — обещает Чистов.

В нижней части города нет такой тесноты, там больше возможностей для озеленения, которого требует местный климат с палящим летним солнцем. Кроме того, архитекторы планируют сделать из микроплощадей-пятачков в нижних магалах небольшие общественные пространства. И конечно, в проект войдут инженерные сети.

Мастер-план Дербента

Запрос на изменения в городской инфраструктуре и создание комфортной среды за три года привел Дербент от маленькой детской площадки к необходимости создания плана развития города. Город стал первым в России, разработавшим концепцию мастер-плана в формате международного конкурса, рассказывает генеральный директор Агентства стратегического развития "Центр", глава организационного комитета конкурса Сергей Георгиевский.

Международный консорциум под лидерством компании «Новая Земля»

"Мастер-план — это стратегический документ, который определил вектор долгосрочного развития Дербента как жизнестойкого города и предложил механизм социально-экономического и пространственного развития в среднесрочной перспективе", — поясняет он.

На конкурс зарегистрировались 144 претендента, представляющих 183 компании из 31 страны, некоторые из них объединились в консорциумы. Итоги состязания были подведены 19 ноября 2019 года.

Цель конкурса была однозначной: вывести Дербент на уровень одного из основных туристических городов России, рассказывает главный архитектор города Иса Магомедов. В задании на мастер-план тема магалов была встроена в общий контекст, охватывающий всю историческую часть Дербента, так как в городе много объектов культурного наследия, формирующих историко-культурную среду.

"Для нас важно, чтобы культурные объекты обрели вторую жизнь. Многие из них находятся в частных руках или на государственной охране, в собственности России. При этом они существуют только как музейные экспонаты, в них нет жизни", — говорит Магомедов.

Международный консорциум под лидерством компании «Новая Земля»

По словам главного архитектора Дагестана Незира Гусейнова, мастер-план Дербента планируется разработать в течение двух лет на основе концепции, предложенной победителем, а также с учетом предложений других финалистов конкурса.

Победителем конкурса стал международный консорциум архитекторов под лидерством компании "Новая земля". Проект рассматривает Дербент как "перекресток культур и эпох", предлагая поэтапное развитие города до 2040 года с созданием новой "туристической мили" в центре города, которая станет продолжением стен цитадели Нарын-кала, соединив исторический центр Дербента с набережной. Заканчиваться "туристическая миля" будет "площадью на воде" — понтонным бассейном в акватории Каспийского моря в центральной части набережной. По замыслу авторов проекта, гости города смогут купаться в нем до запуска очистных сооружений, которые позволят очистить воду в прибрежной зоне.

Как рассказал, представляя проект, управляющий партнер проектно-консалтинговой компании "Новая земля" Иван Курячий, еще одной его особенностью станет создание "зеленых стен" по аналогии с крепостными стенами древней Нарын-калы. Парковые зоны, сформированные деревьями и виноградниками, позволят в будущем ограничить хаотичную застройку города.

Также архитекторы предложили создать два новых жилых района на юге и севере города, промышленно-логистический кластер, современный оздоровительный центр. На набережной Дербента проектом предусмотрено создание нескольких зон — с гостиничной инфраструктурой на юге, конгресс-центром и спортивной зоной в северной части, благоустроенной центральной зоной, а также новой намывной частью и волнорезами.

Мэр города Дербент Хизри Абакаров Пресс-служба Администрации г. Дербент

Как отметил мэр Дербента Хизри Абакаров, в разработке итогового документа будут учтены идеи всех трех финалистов, не только "Новой земли". Это консорциум компаний из Дании, России, США под лидерством IND Architects и возглавляемое Институтом Генплана Москвы объединение. По словам Абакарова, мастер-план — это важный документ, который задаст направление развитию Дербента в ближайшие десятилетия.

"Он необходим для комплексного решения городских проблем, предотвращения некоторых управленческих ошибок, которые могут возникать у муниципалитета. Я благодарен всем экспертам, которые принимали участие в подготовке конкурсной документации, и жителям Дербента, которые активно включились в эту работу", — сказал мэр.

Елена Мишина