Статья

1 НОЯБ 2019, 10:00

Урок для учителей: как преподаватели информатики учились новым технологиям

Серию "Уроков цифры" впервые провели для педагогов

Как написать диалог с голосовым помощником "Алисой", использовать искусственный интеллект в образовании и применять новые методы преподавания информатики – это и многое другое школьные преподаватели узнали на "Уроке цифры для учителей", прошедшем 31 октября в Москве. Портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, рассказывает о том, как проходили эти занятия и чему преподаватели могут научиться у IT-компаний.

Уроки нового поколения

Серия необычных уроков информатики, получивших название "Урок цифры", проходили в течение 2018-2019 учебного года. Целью проекта было заинтересовать школьников цифровыми технологиями и таким образом увеличить число IT-специалистов в стране. Это заложено и в нацпроекте "Цифровая экономика". Так, согласно федеральному проекту "Кадры для цифровой экономики", к 2024 году в России ежегодно должно выпускаться 120 тыс. человек по направлениям, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями.

В этот раз "Урок цифры" впервые прошел для учителей российских школ из 14 регионов страны.

Старт мероприятию дали вице-премьер Максим Акимов, министр просвещения Ольга Васильева, глава Сбербанка Герман Греф и руководители ведущих российских IT-компаний.

По словам Акимова, Россия очень богата талантами, и государство будет поддерживать это направление. "В этом году 7,5 тыс. школьников предоставят гранты для участия в тематических сменах сезонных лагерей по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий. Минпросвещения сейчас прорабатывает решение об увеличении количества грантов на 2019 год до 10 тыс. человек. Это в два раза больше, чем было запланировано изначально", – рассказал вице-премьер.

Вице-премьер Максим Акимов Пресс-служба АНО "Цифровая экономика"

Акимов отметил, что задача правительства – сделать так, чтобы этот огромный ресурс работал на будущее страны: "Ровно поэтому "Урок цифры" – это часть национального проекта, в том смысле, что он касается не только государства и муниципальной системы образования, он касается абсолютно всех".

Министр просвещения Ольга Васильева в свою очередь посетовала, что российским школам не хватает специалистов по информатике и математике. "На сегодняшний день у нас есть две очень большие проблемы: нам нужны специалисты в области информатики, у нас их просто нет. Мы очень сильно с вами по разным причинам опустили ниже плинтуса этот предмет. Нам очень нужны математики", - сказала министр. Она подчеркнула, что "будущее страны зависит от того, сколько у нас реально будет профессионалов в этой области".

Представители компаний продолжили эту мысль. "Сегодня ни экономика, ни образование, ни любые другие ключевые сферы жизни не могут существовать без цифровых технологий. А в развитии необходимых навыков одну из главных ролей играет учитель", - напомнил председатель правления Сбербанка Герман Греф.

А гендиректор "Яндекса" в России Елена Бунина отметила, что "надо совмещать учителя и цифровые технологии, но не замещать". "То, что делает учитель – больше никто не может", - подчеркнула она.

Следующая серия "Уроков цифры" пройдет в российских школах с 5 по 15 ноября, она будет посвящена "большим данным", рассказал гендиректор АНО "Цифровая экономика" Евгений Ковнир.

Ученикам начальных классов расскажут, как собирают данные "умные" светофор, автобусная остановка или фитнес-браслет, а старшеклассникам – как с помощью анализа данных увеличить количество просмотров видео.

Вице-премьер Максим Акимов и технический директор компании Mail.ru Group Владимир Габриелян Пресс-служба АНО "Цифровая экономика"

"Если искусственный интеллект - это мозг, то большие данные - это кровь. Для того, чтобы работали с искусственным интеллектом, нужны данные, дата-сеты, нужны люди, которые умеют с ними обращаться", - указал вице-президент, технический директор компании Mail.ru Group Владимир Габриелян, при поддержке которой стартует проект.

Научить учиться

"Урок цифры для учителей" продолжился серией мастер-классов по использованию современных цифровых технологий. Ожидается, что таким образом преподаватели получат новые идеи для популяризации уроков информатики в своих школах.

Например, мастер-класс от Mail.ru Group позволил узнать о возможностях онлайн-сервисов для школ. По мнению преподавателя информатики в школе №657 Максима Стрельцова, подобные семинары позволяют расширить кругозор и не замыкаться на каких-то устоявшихся убеждениях в области педагогики. "Я думаю можно знакомить детей с начальных ступеней с новыми технологиями, что будет впоследствии способствовать ранней профориентации. Я преподаю информатику уже со второго класса, поэтому мне особенно интересно все, что могут предложить в этой области, в частности для детей, наши технологические компании", - рассказал информатик.

Он также обратил внимание на слова главы Сбербанка Германа Грефа, который напомнил о важности в современном мире "умения учиться". "Об этом, я считаю, надо рассказать моим ученикам в первую очередь. Научить детей учиться – это очень важно. Конечно же, нужно подумать, как заинтересовать детей современными технологиями, уделить внимание ранней профориентации детей и познакомить их с профессиями будущего, которые с каждым днем все больше превращаются в профессии настоящего", - отметил Стрельцов.

Самым "практичным" оказался мастер-класс от "Яндекса": на нем преподавателям показывали, как создать навык для голосового помощника "Алисы". Теперь вместо школьников программированию учили уже самих преподавателей, причем на языке Python. По словам преподавателя информатики из Балашихи Елены Тереховой, было непривычно программировать на новом языке, а сами задания давались очень быстро. "Было сложновато одновременно делать и осмысливать ту информацию, которая была сразу на трех вкладках на компьютере, плюс смотреть на доску и вникать там, - призналась она. - Моей задачей было хотя бы просто успеть написать этот код. Но все равно диалог с "Алисой" получился".

Ирина Ли/Будущее России. Национальные проекты

Сессия от партнера "Сбербанка" была посвящена искусственному интеллекту и как он может помочь изменить образование.

Учитель информатики московской школы №1251 Ольга Кузнецова отметила актуальность всех мастер-классов, в частности, ее заинтересовал семинары от "Лаборатории Касперского", где педагогам рассказывали о правилах безопасности в интернете, и лекция Mail.ru Group о больших данных. "Для преподавания в современной школе учителю просто необходимы подобные мероприятия, как "Урок цифры". Сегодня школа отличается от той, которая была 10 или тем более 20 лет назад. Даже будучи программистом, я понимаю, что нужно получить много новых компетенций, чтобы в дальнейшем преподавать. За этим я сюда и пришла", - поделилась она.

К тому же, добавила Кузнецова, в ее школе в скором времени может появиться инженерный класс, а для этого нужно не только современное оборудование, но и подготовленные специалисты.

Ведущий специалист Липецкого металлургического колледжа Юлия Маслова, которая ведет уроки по специальности "компьютерные системы и комплексы", указала на то, что сейчас студенты мало внимания уделяют дистанционному образованию, поэтому им стоит рассказывать о различных образовательных проектах, которые реализуют российские IT-компании. "Я соберу студентов и обращу их внимание на эти сайты и порталы, возможность дистанционного обучения. Мне важно рассказать детям о том, что есть такие возможности. Быть может, мы даже у себя в колледже проведем такой "Урок цифры", - рассказала она.

Ирина Ли, Юрий Кукин