МОСКВА, 31 июля. /ТАСС/. Специалисты Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) разработали технологию обработки деталей для применения в машиностроении, которая позволяет на 18% снизить их износ. Об этом в пятницу ТАСС сообщили в пресс-службе вуза.

Диски трения и затворные группы - детали, которые используются в разных областях машиностроения и оборонной промышленности. Их долговечность во многом зависит от наличия смазки - для этого на этапе производства при помощи режущих инструментов (электродов) электроэрозионного станка на поверхность деталей наносятся специальные борозды, задерживающие масло. Сложность заключается в размере деталей и материале, которые не всегда позволяют обработать такие изделия. Авторы работы под руководством доцента кафедры инновационных технологий машиностроения ПНИПУ, кандидата технических наук Тимура Абляза смогли обойти эти ограничения, создав при помощи аддитивных технологий электроды для обработки изделий электрическим током.

"Разработанные учеными сложнопрофильные электроды создали на поверхности деталей не только макрорельеф, но и невидимые человеческому глазу микролунки-"кратеры" внутри самих борозд. Такой текстурированный рельеф позволил повысить эффективность удерживания капель масла на изделиях, что помогает продлить срок их службы. Предварительные испытания на трение показали, что созданные таким способом изделия износились на 18% меньше за равный период времени, чем аналогичные детали, произведенные без текстурированного рисунка", - сказали ТАСС в пресс-службе ПНИПУ.

Разработка поддержана грантом Президентской программы исследовательских проектов Российского научного фонда.