САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 января. /ТАСС/. Третий серийный атомный ледокол проекта 22220 планируется заложить в апреле-июне 2020 года на Балтийском заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) в Санкт-Петербурге, сообщил в понедельник ТАСС.

"Закладка третьего [серийного] ледокола серии 22220 запланирована на второй квартал 2020 года", — сказала собеседница агентства.

На Балтийском заводе сейчас строятся два серийных ледокола проекта 22220 — "Сибирь" и "Урал". Успешно завершен первый этап ходовых испытаний головного атомного ледокола проекта 22220 "Арктика" (первое судно проекта), который также строился на этом предприятии. Второй ледокол проекта (первый серийный) — "Сибирь" предприятие заложило в мае 2015 года, третье судно (второе серийное) "Урал" — в июле 2016 года. Все три судна, включая ледокол "Арктика", должны быть введены в эксплуатацию до 2022 года. В августе нынешнего года "Росатом" и Балтзавод подписали контракт на строительство еще двух серийных атомных ледоколов этого проекта. Ввод в эксплуатацию четвертого ледокола серии запланирован на 2024 год, пятого — на 2027 год.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

12.ДЕК., 16:27

Проверка морем: начались ходовые испытания атомного ледокола "Арктика"

При этом для строительства четвертого и пятого универсальных атомных ледоколов (УАЛ) проекта 22220 будет впервые применена схема смешанного финансирования: около половины из необходимых средств предоставит федеральный бюджет, а вторую половину обеспечат из внебюджетных источников, в частности из средств Росатома. "Правительство приняло решение о строительстве еще двух новых ледоколов. Впервые ледоколы строятся не только за счет бюджетных денег, половину из 100 млрд рублей госкорпорация потратит из собственных средств", — отмечается в корпоративном издании госкорпорации "Страна Росатом" со ссылкой на главу Росатома Алексея Лихачева.

В апреле прошлого года Лихачев в интервью ТАСС сообщал, что Росатом планирует направить на этот проект 54 млрд рублей, оставшиеся 46 млрд будут выделены из федерального бюджета. Также ожидается, что компании грузоотправители, к примеру "Новатэк" и "Норникель", могут взять на себя часть расходов по созданию ледокольного флота для Росатома в обмен на сниженные тарифы за навигацию по Северному морскому пути.

В конце декабря 2019 года Росатом предложил внести изменения в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) РФ, которые позволят перейти на долгосрочные take-or-pay договоры на услуги по ледокольной проводке судов в акватории Северного морского пути вместо действующей сегодня оплаты исходя из объема фактически оказанных услуг. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, это создаст условия для заключения с операторами проектов долгосрочных договоров на оказание услуг по комплексному ледокольному обеспечению в Арктике, что позволит привлечь заемное финансирование на строительство универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Привлечение средств кредитных организаций, необходимых для финансирования третьего и четвертого серийных атомных ледоколов проекта 22220 возможно только при условии заключения с операторами инвестпроектов долгосрочных договоров на ледокольное сопровождение грузоперевозок по принципу "бери или плати", гарантирующему возвратность инвестиций, отмечается в материалах.