Статья

4 НОЯБ, 10:00

"Точка роста" в горах: чему учат детей в сельской школе в Северной Осетии

Корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты" выяснили как в сельской школе в горном ущелье Северной Осетии детей готовят к цифровому будущему

С 2019 года в Северной Осетии на базе сельских школ по нацпроекту "Образование" открылось уже 59 центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". В них школьники изучают технологии, информатику, основы безопасности жизнедеятельности, работают на новых современных компьютерах, 3D-принтерах, управляют квадрокоптерами, осваивают шлемы виртуальной реальности. Как в сельской школе в горном ущелье Северной Осетии детей готовят к цифровому будущему, выяснили корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого выступает ТАСС.

Долгожданное открытие

В 1950-е годы горный поселок Фиагдон в Куртатинском ущелье был густонаселенным и оживленным. Там действовала обогатительная фабрика, а также единственная здравница в Осетии, принимающая на лечение детей с заболеваниями органов дыхания. Санаторий работает и сейчас, но с небольшой загруженностью, а вот рабочих мест в поселке практически не осталось — жители перебираются во Владикавказ, а жилье чаще сдают в аренду туристам.

Вместе с поселком пустела и единственная школа: раньше она была рассчитана более чем на 300 учеников, а сейчас в ней насчитывается чуть более 100 учащихся. У большинства из них нет компьютеров, а кабельный интернет в поселке провели относительно недавно.

Как рассказали в региональном минобрнауки, за дополнительным образованием ученикам и вовсе приходилось ездить во Владикавказ. Однако после того, как в школе был создан центр "Точка роста", учащиеся получили возможность наравне со сверстниками по всей стране получать качественное дополнительное образование у себя в селе, изучать новые технологии и работать с современным оборудованием.

Для учеников, вспоминает руководитель местной "Точки роста" Аида Хасигова, открытие центра было долгожданным: дети с огромным интересом наблюдали за установкой смарт-доски и 3D-принтера, привезенными в поселок квадрокоптерами и VR-шлемами. На первых уроках школьники даже боялись подходить к технике, чтобы ничего не сломать, сегодня же они очень бережно к ней относятся и даже напоминают учителям о правильном обращении.

"Школьники в селах все же отличаются от городских. Не тем, что у них меньше возможностей для развития, а тем, что они более ответственно подходят ко всему, что им дается. Они сейчас в буквальном смысле погружены в работу в "Точке роста", у них глаза по-иному горят, с благодарностью", — говорит Хасигова.

Лена Цагараева/ТАСС

При этом небольшое количество учеников в школе, по мнению руководителя центра, в конкретном случае только на пользу образовательному процессу. "Уроки похожи на индивидуальные занятия, за 45 минут успеваем опросить всех учеников. В "Точке роста" занятия иногда затягиваются допоздна, а вечереет в горах рано. Я объясняю детям, что нужно засветло добраться домой, но увлеченные ребята даже и не собираются закругляться", — рассказывает она.

С любовью к домашнему заданию

Заниматься робототехникой восьмиклассник Азамат Кудзиев действительно готов и в школе, и дома. "Эх, если бы только нам разрешили брать с собой домой конструкторы... Конечно, нам мало времени на уроках и даже внеурочного времени. Но зато дома появляется идея, которую вынашиваем, обновляем и уже на уроке реализуем", — рассказывает молодой человек.

Такой интерес к учебе в центре объясняют тем, что наряду, например, с классическими уроками технологии, на которых девочки шьют и готовят, а мальчики мастерят стулья и скворечники, детей учат не только строить роботов, но и проектировать модели на компьютерах, а потом печатать их на 3D-принтерах. Учатся школьники и управлению квадрокоптерами, что особенно сложно из-за погоды в ущелье, где постоянно дует ветер. Зато с помощью дронов ребята научились снимать видео и теперь делают фильмы о каждом школьном празднике или мероприятии.

"Есть ли еще сомнения в том, что наше будущее будет цифровым? Так вот мы сегодня уже с помощью этого центра, в частности, готовим наших детей стать полноценными участниками этого будущего. Более того, мы здесь учим их строить это будущее максимально гуманным, качественным, комфортным", — объясняет Хасигова.

Роботы-помощники

Всего за полгода обучения в "Точке роста" Азамат Кудзиев создал десятки многофункциональных и непохожих друг на друга роботов. Создавая свои изобретения, школьник преследует вполне конкретные практические задачи: например, он придумал создать робота-фермера, который помогал бы семье по хозяйству.

"Робот станет отличным помощником по хозяйству, будет выполнять самые сложные работы — пахать землю, сено косить, чтобы человеку нужно было только следить за процессом, управлять роботами. Люди ведь устают от тяжелого труда, я знаю это даже по себе, по своей семье, сколько сил забирает непосильный труд. А мой будущий робот облегчит жизнь и, может, люди начнут больше заниматься сельским хозяйством и села вновь оживут", — уверен молодой человек.

Впрочем, сам восьмиклассник в будущем хочет стать врачом и работать в родном поселке. По его мнению, хоть роботы в медицине и являются большим подспорьем, но человека заменить не смогут. "Роботы в медицине очень нужны, уже сейчас они помогают человеку в проведении различных операций, но человека в работе с пациентом не заменит даже самый совершенный робот", — говорит он.

Елена Цагараева (Владикавказ), Юрий Кукин