Статья

6 ДЕК 2019, 09:30

Таежный атлас: монолог лесника

Часть II. О том, как звери и охотники исчезают и почему они нужны друг другу

Споры о гуманности охоты в современном мире не утихают: государства ужесточают законодательство, активисты бьют тревогу, и не напрасно: по данным Всемирного фонда дикой природы, с 1970 по 2014 год число диких животных на нашей планете сократилось на 60%, и охота здесь одна из основных причин. Именно из-за активного промысла исчез, например, странствующий голубь — эта птица знаменита тем, что охоту на нее красочно описал в одном из романов Фенимор Купер. Исчезла и бескрылая гагарка, которую называли пингвином северного полушария, — ее убивали ради мяса и пуха. В России в рамках национального проекта "Экология" отдельно поставлена задача сохранения 11 редких видов животных— крупных хищников и травоядных, а также птиц, и этот список может быть расширен.

Но ситуация такова, что и совсем без охотников хрупкое равновесие между миром человека и миром природы существовать сегодня не может. Портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, продолжает публиковать рассказы охотоведа, лесника, сотрудника Байкальского заповедника Николая Володченкова.

Николай Володченков Алена Шаповалова/Будущее России.Национальные проекты

С первой частью рассказов Володченкова можно ознакомиться на нашем портале.

Сложный вопрос

Я не хотел публиковать свои суждения об охоте, потому что эта тема всегда вызывает противоречивую реакцию у любой аудитории. Но постараюсь объяснить свою точку зрения…

Сразу хочу подчеркнуть, что я резко против охоты ради наживы и развлечения. Недопустимо, когда из охоты делают аттракцион по убийству животных. Еще менее допустимо, когда речь идет о варварском истреблении животных с применением вертолетов или динамита на рыбалке. Собственно, именно поэтому многие люди воспринимают охоту как непонятное жестокое развлечение небедных мужчин.

Такое отношение к охоте наблюдается прежде всего в европейской части страны, особенно в районах земледелия. Так уж исторически сложилось, что именно здесь веками практиковались барские охоты на лошадях с гончими или борзыми собаками.

В Сибири же и на Дальнем Востоке отношение к охоте и охотникам всегда было другим: охотников уважают и почитают, к охоте относятся как к тяжелому и опасному труду. Таежный охотник всегда был добытчиком и кормильцем не только своей семьи, но и целых поселков. В годы войны специально оставляли некоторых охотников-кормильцев, выдавая им бронь от призыва на фронт, чтобы они добывали мясо для бригад, которые трудились на полях или лесозаготовках и состояли из женщин, стариков и детей.

Виктор Драчев/ТАСС

Охотники распределяли между людьми мясо, таким образом спасая их от голода. Некоторые промысловые охотники добывали пушнину, чтобы на вырученные за нее деньги можно было покупать оружие и технику для фронта. Если появлялись медведи-шатуны, опасные тигры или стаи волков, то на борьбу с ними также выходили, часто рискуя своей жизнью, охотники.

Кроме того, есть и своеобразный охотничий кодекс чести, который свято почитается. Самое главное, что неприемлемо на охоте, — это жадность. Она приводит к браконьерству, добыче самок в неустановленный период и многим другим нарушениям.

Ну и конечно, охотник — очень суеверный человек. Охотник никогда не говорит "убил зверя", а говорит "добыл". У дикого животного всегда есть шанс посоревноваться с охотником в ловкости, сообразительности, скорости, выносливости и многих других качествах, и не всегда человек выходит из такого соревнования победителем.

Есть и довольно забавные для неподготовленного человека суеверия. Так, например, у любителей, которые отправляются на охоту на один день или на выходные, считается плохой приметой встреча с женщиной при выходе из дома. У таежных охотников заезд на охоту — это целый ритуал, в каждой местности свой, но всегда есть преподношения духам данной местности, и эти обычаи почитаются всеми охотниками независимо от национальности и вероисповедания.

Человек против природы

В нашей стране массовый интерес к охоте возрос в послевоенный период. Фронтовики, вернувшись домой, столкнулись с проблемой увеличения численности волков, которые безнаказанно убивали домашний скот, появлялись даже днем в населенных пунктах, и были многочисленные случаи нападения на людей. Тогда и возникли первые общества охотников. После Великой Отечественной борьба за снижение численности волков на территории СССР велась до начала 70-х годов. Эту работу нужно проводить и сейчас.

Сергей Бобылев/ТАСС

Дело в том, что природа наделила волка серьезными обязанностями: сдерживать численность животных, не допускать эпидемий, убирать из популяций больных, травмированных, старых и слабых особей. С появлением человека все изменилось. Численность большинства диких животных снизилась, а некоторых из них стало меньше не только из-за охоты, но и из-за потери среды обитания.

Какие-то виды исчезли совсем по вине человека, появились домашние животные, к которым во многих регионах перешла кормовая база диких. Возник серьезный конфликт между человеком и волком, который актуален на протяжении многих столетий. Виноват ли в конфликте волк? Нет. Но и человек не виноват. Это главный эволюционный процесс — борьба за выживание.

А есть еще лиса. Когда численность лисиц возрастает, возникают вспышки бешенства. В Бурятии и Забайкальском крае в последнее время впервые зафиксированы очаги бешенства лисиц. Также они погибают от чумы и чесотки.

Мужская работа

На охоте может случиться всякое. Сломанная нога или непоправимая поломка снегохода, зимнее "купание" в таежной реке — все эти неожиданности могут произойти с любым охотником на промысле. Но все равно люди идут в тайгу, рискуют здоровьем и жизнью, и не только ради денег (кстати, я не видел ни одного человека, разбогатевшего на охоте). Это не относится к скупщикам пушнины и всевозможным посредникам, которые вертятся вокруг охотничьего промысла. Непонятная сила преодоления, чаще всего преодоления самого себя, притягивает людей в малонаселенные, глухие охотничьи угодья.

Виктор Драчев/ТАСС

Промысловые охотники живут в таких условиях по нескольку месяцев автономно, надеясь только на себя, охотничьих собак, напарника или соседа по участку. Они должны уметь все — построить избушку, заготовить дрова, мясо, рыбу, наладить путик (охотничью тропу – прим.ред.), быть и лекарем, и пекарем, и механиком, и водителем, уметь работать с рацией и многое другое. Мне приходилось жить в этих условиях, и я знаю, что это такое.

Например, были мы с напарником Василием Бондарем однажды на соболином промысле в долине Нижней Тунгуски и попали в самые трескучие морозы. По пути к зимовью от мороза лопнула гусеница у снегохода "Буран", в нартах была запасная гусеница, но уже наступали сумерки, и засветло сменить гусеницу мы не успевали — нужна была ночевка у костра. Топором свалили несколько лиственниц, разрубили их на бревна по два метра и сделали две нодьи, а сами расположились между ними (нодья — костер из длинных бревен, которые горят долго и ровно).

Время до утра показалось вечностью, нам еще не раз приходилось вставать, валить деревья и добавлять в огонь. В эту ночь на соседней базе геологов термометр показывал минус 58. Утром мы заменили гусеницу, разогрев паяльной лампой все, к чему нужно было прикасаться голыми пальцами (ключи, болты, гайки и прочее), но все равно не избежали ожогов от мороза на тыльных сторонах ладоней — ими мы случайно прикасались к корпусу снегохода.

В другой раз, выезжая из охотничьих угодий по Нижней Тунгуске на все тех же "Буранах", мы попали в наледь, которую не видно было под снегом. Вытаскивая снегоход, мы ходили по колено в воде и, странное дело, не чувствовали холода: температура воздуха была ниже минус 40, а в воде — выше нуля. Нарты пришлось оставить в наледи, снегоход вытащили и поехали до следующего зимовья 11 км. По пути очень хотелось спать, но мы приехали, протопили печку, натопили баню и утром ни разу не чихнули! Вернулись, выдолбили изо льда вмерзшие нарты и поехали дальше. Такие случаи на охоте бывают нередко, почти каждому есть что рассказать.

И все же кто прав?

Является ли охота основной причиной исчезновения многих видов животных? Частично. Но есть еще и другие не менее важные причины — это уничтожение среды обитания, кормовой базы, защитных условий для размножения, гнездования и многие другие факторы, не связанные с охотой, но связанные с деятельностью человека. В настоящее время любая человеческая деятельность, связанная с природной средой, должна регламентироваться экологической экспертизой.

Закон об охоте регламентирует многое, но вопрос совести, охотничьей этики и воспитания каждый человек решает по-своему. Нельзя быть категоричным в отношении пользы или вреда охоты. Человек живет в природных условиях и является частью этой природы. А потому от того, как он относится к окружающему миру, зависит его дальнейшая судьба и будущее его детей.

Экологическое просвещение в нашей стране делает свое дело, и многое изменилось к лучшему. В большинстве своем руководители особо охраняемых природных территорий — охотоведы, изучающие биологические науки, экономику и организацию охотничьего хозяйства и понимающие, как и чем обезопасить живую природу от охоты, законной или браконьерской, и как рационально использовать природные ресурсы без ущерба для экологии данных территорий.

На вопрос, как совместить охоту и охрану диких животных, ответ может быть очень простым: соблюдать законы юридические — и негласные законы охотничьей этики, местные обычаи.

Записали и подготовили Алена Шаповалова и Светлана Зорина