Статья

28 ФЕВР, 09:30

Со школьной скамьи: как строится цифровое будущее Удмуртии

Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" разбирался, как работает система подготовки IT-кадров в республике

Власти Удмуртии с 2015 года реализуют программу "IT-вектор", в рамках которой ученики школ уже с седьмого класса получают возможность углубленно изучать математику и информатику вплоть до окончания школы. Что представляет собой эта программа, как можно стать программистом, учась на экономиста, и о том, как готовят специалистов, которым предстоит строить цифровую экономику, узнал корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС.

Удмуртский IT-вектор

Удмуртские власти начинают работу с будущими айтишниками еще до того, как абитуриент придет в вуз сдавать вступительные экзамены. С 2015 года в Удмуртии запущена региональная образовательная программа "IT-вектор", разработанная республиканским министерством информатизации и связи. После запуска в 2019 году цифрового нацпроекта она стала частью реализации федерального проекта "Кадры для цифровой экономики". Сегодня в эту образовательную орбиту вовлечено 46 школ по всей республике, а участниками программы стали свыше 2500 удмуртских школьников.

В рамках проекта ученики начиная с седьмого класса получают возможность заниматься углубленным изучением математики и информатики вплоть до окончания школы. "Это оптимальный возраст — детскому сознанию еще сложно воспринимать какие-то вещи, а если брать учеников выпускных классов, то уже, наверное, поздно: в этот период подростки целенаправленно готовятся к поступлению в выбранные ими вузы и переформатировать их мышление уже может быть невозможно", — рассказывает замглавы республиканского министерства информатизации и связи Михаил Фоминов.

Виталий Невар/ТАСС

Разработкой учебных программ по информатике для школ и обучением преподавателей, которые смогут работать по этим программам с детьми, занимается Институт информатики и вычислительной техники Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова (ИжГТУ). Его директор Игорь Архипов согласен с чиновниками: "IT — это направление со всевозрастающей популярностью и, соответственно, увеличивающимися требованиями к поступающим".

Работает "IT-вектор" следующим образом: руководство вступающей в программу школы предоставляет помещения для занятий и формирует классы либо с инженерной, либо с IT-направленностью. Далее в рамках этих классов выделяется дополнительное время на изучение двух ключевых для цифровой сферы предметов — математики и информатики. Это не означает, что базовые школьные курсы информатики и математики куда-то исчезают: к стандартной программе добавляются занятия, которые, по задумке авторов, формируют у школьников алгоритмическое мышление, помогают им успешнее участвовать в олимпиадах и достигать на них лучших результатов. Содержание дополнительных образовательных часов постоянно корректируется вузовскими преподавателями в соответствии с меняющимися потребностями IT-рынка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

07.ДЕК., 15:33

Пригодиться там, где родился: как сделать так, чтобы IT-специалисты не уезжали из регионов

После окончания школ ученики, занимавшиеся в таких специализированных классах, могут посещать профильные занятия по углубленному изучению программирования в двух профильных вузах республики — УдГУ (Удмуртский государственный университет) и ИжГТУ. При этом не обязательно, чтобы основное обучение студента проходило на IT-факультете, посещать эти занятия на специально созданных базовых кафедрах могут все студенты, имеющие минимально необходимый уровень подготовки. Для российской системы образования, характеризующейся жесткой привязкой студентов к своим факультетам и кафедрам, такой гибкий подход к подготовке будущих специалистов стал своеобразным ноу-хау и выбран преднамеренно.

Главный учебный корпус ИжГТУ ru.wikipedia.org/Vyacheslav Bukharov/CC BY-SA 4.0

"В ИжГТУ уже есть отдельный факультет для подготовки программистов — это Институт информатики и вычислительной техники, но помимо этого есть, например, курс "бизнес-информатика" на экономическом факультете, углубленный курс информатики на факультете приборостроения, — рассказывает Фоминов. — Если бы все дело ограничивалось только одним институтом, это было бы неправильно, а сейчас возможность посещать занятия спецкафедр по информатике есть практически у всех".

Другое важное преимущество такого формата работы — базовой кафедры — это гибкость образовательной программы, которая не привязана к конкретным факультетам и которую, как и в случае формирования программы обучения в школах, можно менять практически каждый год в зависимости от направления развития IT-мысли. Это позволяет оперативно готовить таких специалистов, которые нужны здесь и сейчас.

По итогам 2016/17 учебного года Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова занял 73-е место в Национальном рейтинге университетов (по версии международной информационной группы "Интерфакс") и 76-е место в рейтинге "100 лучших вузов России" (по версии RAEX АО "Эксперт РА"). По итогам мониторинга Минобрнауки России трудоустройства выпускников вузов (в 2014–2015 годах) показатель ИжГТУ — 85%, что выше среднего по России (75%), а также порогового значения для федерального округа (75%).

Айтишник — не обязательно программист

Фоминов рассказывает: в Удмуртии сейчас работает порядка 770 IT-компаний, как крупных, так и совсем небольших, состоящих из одного-двух сотрудников, но суммарно в цифровой отрасли задействованы порядка 13,5 тыс. человек. Если сравнивать эту цифру с другими отраслями, например с мощнейшим военно-промышленным комплексом республики, где задействованы десятки тысяч человек, то может показаться, что это не самое значительное число. Например, в одном только расположенном в Ижевске концерне "Калашников" работают около 12 тыс. человек.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

01.НОЯБ., 10:00

Урок для учителей: как преподаватели информатики учились новым технологиям

Но чиновник считает, что вклад в айтишников абсолютно оправдан, ведь и отдача для экономики региона от них высокая. "Если сравнивать не абсолютные показатели, то в среднем от одного IT-работника поступления в бюджет Удмуртии в три раза больше, чем доход от одного работника ВПК, и это уже по-настоящему важный показатель", — уточняет Фоминов.

Владимир Смирнов/ТАСС

При этом он объясняет, что одна из важных задач программы — дать людям понимание того, что айтишник — совсем не обязательно то же самое, что программист, и цифровая отрасль не ограничивается подготовкой одних лишь кодеров: их в общем числе сотрудников отрасли всего лишь около 10%. А есть еще дизайнеры, технические писатели, маркетологи, в конце концов, бухгалтеры и кадровики.

По мнению Фоминова, важно разъяснять, что если девушка или молодой человек не стали программистами, это совершенно не означает, что для них дорога в сферу IT закрыта. "Современные школьники это уже более или менее понимают, и специалисты IT-компаний активно с ними работают, поддерживая интерес не только к программированию, но и к сфере в целом, не только в теории, но и на практике объясняя, что такое современная цифровая отрасль и какое место для себя в ней можно найти", — рассказывает замминистра.

Строгие, но справедливые

В том, что касается именно программирования, прогресс тоже не стоит на месте, говорит профессор кафедры программного обеспечения Владимир Тарасов. По мнению преподавателя, современное программирование направлено на реализацию главным образом сетевых проектов и мобильных приложений и большое подспорье в этом направлении играют олимпиады различных уровней, от межвузовских до международных. "Современным студентам уже недостаточно учиться программированию в классическом понимании — в пределах одного системного блока", — отмечает он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

13.ДЕК., 09:30

Искусственный интеллект у вас дома: чем могут удивить умные колонки

Для проведения таких состязаний студентов используется формат, принятый Международной студенческой олимпиадой по программированию (в английском принято сокращение ICPC). У этого формата есть важное правило: каждый участник за свою олимпиадную карьеру может принимать участие в соревнованиях лишь дважды. Благодаря этому не возникает ситуации постоянного участия одних и тех же лиц и каждому дается шанс проявить себя. "Это строгие, но справедливые правила, за счет которых резко вырос и уровень сложности тех задач, которые требуется решать", — рассказывает Владимир Тарасов.

Также для прозрачности процедуры выбора победителей максимально устранен человеческий фактор: проверка решений задач происходит автоматически на серверах, проверяет все беспристрастная машина. "Это тоже укрепляет доверие к процедуре соревнования, усиливает интерес ребят к олимпиадам", — признается профессор.

Проблемы и вызовы

Вопросы обучения кадров для цифровой экономики идут в тесной связке с вопросами их будущего трудоустройства, и удмуртские вузы в первую очередь ориентированы на региональный рынок труда. В выпускниках УдГУ и ИжГТУ заинтересованы предприятия частного сектора, местные IT-компании и предприятия промышленности, в том числе оборонно-промышленного комплекса, такие как Ижевский радиозавод, "Аксион", "Купол", концерн "Калашников" и другие.

Владимир Гердо/ТАСС

Однако выраженный спрос на IT-выпускников у предприятий оборачивается некоторыми сложностями для самих вузов, признается директор Института информатики и вычислительной техники ИжГТУ: "Фактически приходится конкурировать с IT-компаниями за выпускников, чтобы способные студенты поступали в аспирантуру и оставались в качестве преподавателей. Но состязаться с компаниями и предприятиями, как частными, так и государственными, сложно".

Однако есть и другая тенденция, более позитивная: в последние несколько лет, по словам Архипова, появляется все больше студентов, которые хотят преподавать. В частности, еще обучаясь только на уровне магистратуры, они пробуют работать со школьниками, преподавать в школах. "Им это нравится, и вполне возможно, что дальше они пойдут именно по этому пути", — говорит он.

Иван Обухов