ТАСС, 21 мая. План развития Северного морского пути (СМП) предусматривает, что к 2035 году он станет международной транспортной зоной, подконтрольной РФ, которая протянется вдоль арктического побережья от Мурманской области до Камчатки. Об этом в четверг сообщил директор департамента развития СМП и прибрежных территорий госкорпорации "Росатом" Максим Кулинко на онлайн-конференции "Арктика будущего", посвященной Дню полярника.

Куратором федерального проекта "Северный морской путь" является Росатом. Цель проекта - развитие Северного морского пути и увеличение грузопотока по нему до 80 млн т в 2024 году. В ноябре 2019 года пресс-служба Росатома заявила о том, что целевой показатель федерального проекта в этом году по проводке грузов в объеме 26 млн т по Севморпути достигнут досрочно.

"Наш план в принципе рассчитан до 2035 года и содержит три этапа. Первый, до 2024 года, - выполнение указов президента РФ и обеспечение 80 млн тонн объем грузоперевозок. На втором этапе, до 2030 года, мы планируем, что будет организовано круглогодичное движение по СМП. На третьем этапе, до 2035 года, мы рассчитываем, что он станет полноценной международной магистралью и национальным транспортным коридором, входом в который послужит [Мурманская область], а выходом - Петропавловск-Камчатский", - сказал Кулинко.

План развития инфраструктуры СМП до 2035 года, подготовленный Росатомом, был одобрен в декабре 2019 года правительством РФ. В нем прописан большой спектр мероприятий: от развития инфраструктуры под крупные инвестиционные проекты и подготовки условий для транзитного судоходства по СМП до решения проблем медицины и кадрового обеспечения судоходства в Арктике. Отдельное внимание уделено аварийно-спасательной готовности, вопросам, находящимся в ведении МЧС и Минобороны.

Кроме того, Росатом совместно с Минвостокразвития, Минтрансом и МИД РФ должны проработать возможность расширения Севморпути: такое решение было принято в мае 2020 года по итогам госкомиссии по вопросам развития Арктики. Ведомствам поручено представить в кабмин предложения о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ по включению в акваторию СМП внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны РФ в Баренцевом, Белом, Печорском, Беринговом и Охотском морях. Также на госкомиссии было решено убрать из стратегии развития Арктической зоны до 2035 года понятие "Северный морской транспортный коридор". Так назывался проект контейнерной линии, которая должна была проходить от Мурманска до Камчатки и включать в себя порты, которые не входят в СМП.