Статья

6 ФЕВР, 20:49

Петафлопсный суперкомпьютер и кадры для СКИФа: что волновало ученых на президиуме Госсовета

Портал "Будущее России. Национальные проекты" подвел итоги заседания Госсовета, которое прошло в четверг под председательством президента Владимира Путина и было посвящено развитию науки и образования

Совместное заседание президиума Госсовета и Совета по науке и образованию, прошедшее 6 февраля в Кремле, по общему тону и докладам сильно отличалось от неформальной встречи президента с общественностью, прошедшей во вторник на площадке Череповецкого химико-технического колледжа.

Губернаторы, а также ректоры университетов, академики, и прочая элита научного и образовательного сообщества спешили рассказать президенту о насущных проблемах, не упуская, впрочем, возможности сообщить о достижениях. При этом, несмотря на витиеватость и "научность" словесных оборотов некоторых выступающих, президент реагировал практически на каждое предложение, а детали совсем уж сложных для понимания проектов уточнял.

Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого выступает ТАСС, разбиралась, почему академикам не обойтись без ЭВМ петафлопсного диапазона, а регионам – без полноправного управления вузами, и почему молодым ученым стоит равняться на Сальвадора Дали.

Убрать "пустышки"

Михаил Метцель/ТАСС

Открывая заседание, Путин озвучил ряд мер, без которых прогресс науки и всей системы высшего образования будет, как минимум, затруднителен.

Для начала, по мнению президента, нужно "последовательно убирать вузы-пустышки". А не-пустышки следует объединять: "Нам важно консолидировать ресурсный потенциал учебных заведений и научных институтов и там, где это обоснованно, ставить вопрос об их юридическом объединении".

Вузам, с учетом запросов студентов, следует разрешить "самостоятельно формировать профили обучения", чтобы студенты могли получать дополнительную квалификацию, даже, например, навыки предпринимательской деятельности. А студентам, аспирантам и преподавателям - построить современные городки с учебными аудиториями, спортивными сооружениями, технопарками, жильём - "во всяком случае начать эту работу".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

05.ФЕВР., 09:30

Дом для квантов: как работает Российский квантовый центр

Но главное – надо дать больше прав регионам на управление вузами, которые находятся на их территории. "Как обстоит дело сейчас, вы тоже знаете: вузы работают на регион, преподаватели и студенты живут там, проблемы образовательных учреждений губернаторам известны, числятся они по другому ведомству – за федеральным ведомством, допустим, - пояснил Путин. - И получается, например, субъект федерации и может поддержать вуз, и хочет это сделать, но сразу же утыкается в бюджетное законодательство, коллеги рискуют столкнуться с обвинениями в нецелевом использовании средств". Но при этом он подчеркнул, что субъекты не просто надо наделить правом давать деньги, когда они это могут, но "реальными полномочиями по развитию не только колледжей и техникумов, но и расположенных на их территориях организаций науки и высшей школы".

Больше прав регионам

Владимир Смирнов/ТАСС

В целом, как оказалось, во вступительном слове президент озвучил изрядную часть чаяний научно-образовательного сообщества (и руководства регионов).

Губернатор Новосибирской области Андрею Травникову, например, ничего не оставалось, кроме как поддержать расширение полномочий регионов в отношении вузов и научных организаций. Тем более, субъекты РФ очень часто рассчитывают на то, что вуз, находящийся на территории региона, как минимум, поможет с подготовкой кадров. Но "сбои по обеспечению наиболее востребованными специалистами возникают регулярно". Травников привел в пример подготовку специалистов по монтажу и эксплуатации, и инженеров-физиков для установки класса мегасайенс "Сибирский кольцевой источник фотонов" (СКИФ). Который, кстати, является одним из объектов, которые планируется возвести в рамках нацпроекта "Наука".

Новосибирский технический университет, понимая, что через три-четыре года на уникальную установку потребуются специалисты, вместе с регионом направил заявку на необходимое количество бюджетных мест, продолжал Травников. Но заявка "в итоге не была удовлетворена, по каким причинам, непонятно". "Поэтому нужно усовершенствовать порядок установления контрольных цифр приёма для вузов, в том числе с обязательным согласованием их с органами государственной власти субъектов Федерации", - сделал вывод губернатор.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

04.ФЕВР., 21:22

Президентский зачет: как Путин и педагоги в Череповце выводили формулы реформ в образовании

Волновал присутствующих и вопрос муниципальных полномочий, в том числе, по нацпроектам "Наука" и "Образование". Травников сообщил, что повышение роли субъектов в научно-технологическом развитии и подготовке кадров стало одним из ключевых вопросов обсуждения рабочей группы Госсовета "Образование и наука".

"В прошлом году были учтены первые предложения рабочей группы по уточнению порядка конкурсного отбора по программам научно-образовательных центров мирового уровня. Сегодня уже 43 субъекта федерации участвуют в этой программе и направили свои заявки в Минобрнауки. Эта активность демонстрирует, насколько регионы заинтересованы в развитии научно-образовательного потенциала на своих территориях ", - сказал Травников.

Тезис о необходимости повышения уровня "регионализации" также поддержал и президент Российской академии наук Александр Сергеев. "В нацпроекте "Наука" должна появиться определенный уровень "регионализации". У нас есть цифры по обновлению приборной базы, по созданию молодежных лабораторий. И если наши приоритет развивать науку в регионах, то нужно прописать, какой процент средств мы считаем правильным, чтобы потратили регионы", - добавил он.

Студентам - больше практических навыков

Сергей Бобылев/ТАСС

Подготовка кадров, способных удовлетворять требованиям высокотехнологичных производств, как оказалось, один из наболевших вопросов в работе университетов. В частности, из-за нехватки преподавателей-практиков из реального сектора экономики, молодые ученые вынуждены доучиваться своим профессиям на производствах.

"Нужно поддержать стремление предпринимателей и наших компаний инвестировать в образование и науку, предложить новые, более эффективные инструменты сотрудничества государства, регионов и бизнеса. Вся отечественная высшая школа должна отвечать гигантской скорости технологических перемен, быть с ними, что называется, на одной волне", - заявил Путин. И в первую очередь, в вузы должны прийти специалисты-практики, работающие в реальной экономике.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

20.ЯНВ., 09:30

Квантовый потенциал: как устроить новый технологический прорыв

В свою очередь ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко отметил, университеты на 80% готовят педагогов, а не практиков, и компании вынуждены открывать специализированные корпоративные институты для подготовки кадров. "Система двухуровневая - бакалавр и магистр - она готовит научно-педагогического работника. И сегодня в отрасли мы фактически готовим 80% таких специалистов", - сказал Литвиненко.

Больше возможностей для маневра

О том, что нынешним аспирантам и молодым ученым необходимо давать больше возможностей для взаимодействия с мировым сообществом и сотрудничества с коллегами за рубежом, говорили многие выступающие. В частности, руководитель образовательного фонда "Талант и успех" Елена Шмелева заявила, что существующий институт аспирантуры нуждается в модернизации.

"Для привлечения научно-педагогических кадров необходима новая программа академической мобильности из столицы в регионы, программа стажировок молодых исследователей и преподавателей в ведущих и зарубежных вузах страны и мира", - сказала она. По мнению Шмелевой, чтобы удержать молодых ученых, "образовательным организациям и нам всем вместе необходимо модернизировать институт аспирантуры", в частности, обеспечить возможность для аспирантов ежедневного взаимодействия с "большой наукой" - их коллегами из других стран.

Экс-президент РАН, академик Владимир Фортов Артем Геодакян/ТАСС

А экс-президент РАН, академик Владимир Фортов и вовсе процитировал автобиографию Сальвадора Дали, который писал, что без амбиций не смог бы стать тем, кем он стал. "Он (Дали – прим.ред.) говорил так: "В три года я хотел быть садовником, в пять лет – Наполеоном, а дальше мои амбиции только росли". Давайте дадим нашим молодым, талантливым ребятам проявить свои амбиции и получать великолепные результаты. Это относится, конечно, в большей степени к регионам, а не только к столицам.", - резюмировал Фортов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

13.ЯНВ., 09:30

Наука будущего: российские молодые ученые в лицах

Впрочем, в точной цитате Дали есть нюансы такой амбициозности: "В шесть лет я хотел стать кухаркой, в семь – Наполеоном. Надо сказать, с того времени мои честолюбивые амбиции не переставали расти – точно так же, как и моя тяга к величию, граничащая с манией".

Фортов также раскрыл секрет, что мешает науке (по крайней мере, математическому моделированию) стремительно развиваться. "Сегодня мы задыхаемся, коллеги, без современных и мощных ЭВМ петафлопсного диапазона и экзафлопсного даже диапазона мощностей", - сожалел академик. Мегапроект по созданию супер-ЭВМ имел бы, по словам Фортова, "большое региональное значение". "Так как созданные супер-ЭВМ будут доступны ученым, преподавателям и аспирантам не только Москвы и Ленинграда, но и регионов", - подчеркнул он.

Ирина Мандрыкина