31 ИЮЛ, 10:00

Отведать чаю из самовара, съесть пряник и сплести лапти: зачем ехать в город Городец

Музей "Город мастеров" в Нижегородской области

Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" в рамках совместного с АНО "Национальные приоритеты" проекта "Все включено!" отправилась в находящийся в 60 км от Нижнего Новгорода город Городец, чтобы убедиться, что есть еще места, где народные традиции не просто бережно сохраняют, но и готовы передать всем желающим

Популяризация народных художественных промыслов входит в задачи национального проекта "Культура". Это и неудивительно, ведь гончарное искусство, ткачество и другие русские ремесла, которыми прекрасно владели наши бабушки и дедушки, постепенно забываются, а вместе с ними уходит и ощущение родной, уютной старины. К счастью, есть еще места, где народные традиции не просто бережно сохраняют, но и готовы передать всем желающим. Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" в рамках совместного с АНО "Национальные приоритеты" проекта "Все включено!" отправилась в находящийся в 60 км от Нижнего Новгорода город Городец, чтобы убедиться в этом самостоятельно.

Кто вяжет лыко

Для знакомства с народными ремеслами стоит отправиться в городецкий музей "Город мастеров", открытый в 2010 году. Здесь гостей ждут и роспись, и лепка из глины, и гончарное дело, и ткачество, и шикарные, расшитые золотой нитью, головные уборы и костюмы.

Станислав Красильников/ТАСС

"Развивать и не забывать народные ремесла важно сразу по нескольким аспектам. Во-первых, это преемственность поколений. Это исконно было в Городце, когда владение ремеслами передавалось от бабушек к внучкам. Это и сейчас актуально: у нас туристы делают изделия из глины, например, и хотят забрать их с собой, чтобы кофе из них пить или чай. Ткачество — до сих пор есть дома, где предпочитают вытканные половики. А о красоте и уникальности золотной вышивки можно судить по тому факту, что она экспонируется в Париже", — рассказывает заведующая отделом выставочно-туристической деятельности "Города мастеров" Анна Романова.

Так, в "Городе мастеров" изготавливают жбанниковскую игрушку. Это глиняная свистулька, названная в честь села Жбанниково, где ее придумали. Первые найденные свистульки датированы XIII веком. Делали их в форме домашних животных — петушков, свиней, коров, лошадей, гусей, собак и кошек. По легенде, местные жители могли изготовить такую свистульку одним пальцем. Традиционная игрушка делалась без глаз, а те, кто ее изготавливал, верили, что это оберег.

Михаил Солунин/ТАСС

Еще один народный промысел, мимо которого в "Городе мастеров" не проходит ни один турист, — лозоплетение. Из веточек деревьев делали короба, кухонную утварь, посуду для хранения и многое другое. Также мастера использовали лыко (прослойка между корой и стволом. — Прим. ред.). Из него плели лапти, чехлы, например на топоры, головные уборы и даже обереги. Сейчас вместо лозы могут использовать плотно скрученную бумагу. Чтобы отличить бумажную поделку от дерева, обратите внимание на внутреннюю сторону: изделия из веток более грубые. Кроме того, на них заметны срезы.

В корзинах из лозы можно хранить, например, овощи. А если нужен сосуд для молока, подойдет кувшин из глины. Их в "Городе мастеров" тоже делают, в гончарной мастерской. Этот промысел в Нижегородской области распространился от жителей села Смиркино — именно там были обнаружены богатые залежи глины. Сейчас мастера работают на современном электрическом круге, а в старину, чтобы изготовить один кувшин, надо было неустанно крутить круг, давя ногой на специальную педаль. В музее сравнивают механический и электрический круг с вождением машины: разница примерно как между автоматом и механикой.

Участница мастер-класса в гончарной мастерской Михаил Солунин/ТАСС

По словам местного мастера Ольги Кальницкой, этому искусству можно учиться всю жизнь. Она занимается гончарным делом уже пять лет, но все равно постоянно оттачивает навыки. Например, стенки готового изделия должны быть одной толщины, важно не повредить их рисунком, иначе кувшин или горшок лопнет при обжиге или придет в негодность еще до начала использования.

Также в музее можно посмотреть на городецкую роспись: ею сначала украшали прялки, а потом стали использовать для росписи дощечек, которые вешали на стены вместо картин. Если наши предки украшали такими дощечками крестьянский быт, то сейчас подобные могут подойти даже под интерьер какого-нибудь особняка на Рублевке. Такой росписью можно увлечь и непоседливого ребенка, уверены в музее. На мастер-классах в "Городе мастеров" дети сосредоточенно расписывают дощечки, а потом уходят счастливыми с новым украшением для дома. "Я думаю, что есть в этом (народных промыслах) какая-то искренность", — говорит экскурсовод Светлана Полякова.

Михаил Солунин/ТАСС

Поддерживают народные промыслы и региональные власти. Деятельность "Города мастеров" субсидируется за счет бюджета. Кроме того, областная администрация помогает привлекать в музей туристов.

"В частности, запустили "Валдай" — судно на подводных крыльях, которое привозит к нам нижегородцев и гостей города из других регионов. Благодаря организации событийных мероприятий мы сейчас говорим не только о городских, но и о всероссийских фестивалях. Финансированием, которым нам помогает областной Минкульт, мы привлекаем к себе туристов", — поясняет заведующая.

За 2019 год "Город мастеров", по словам Романовой, посетили примерно 60 тыс. туристов. Всего же за почти 10 лет со дня открытия здесь побывали около 800 тыс. человек.

Попить чаю…

Ну и какой русский дом без самовара? В царской России чаепитие могло занимать шесть и более часов. Так что увидеть русские ремесла и ни разу не встретить где-то поблизости самовар невозможно. В музее собрано более 500 самоваров разных эпох, начиная с XVIII века. Экскурсоводы рассказывают о чаепитии с азов: как растопить самовар и сколько времени это занимает.

Самый главный вопрос, который задает экскурсоводам подавляющее число туристов: для чего нужен в "самоварном деле" сапог? Объясняем: обувь помогала нагреть воду. Дело в том, что, если при растопке использовалась отсыревшая сушка, она долго разгоралась и медленно грелась. А при помощи сапога процесс ускоряли.

Каких только самоваров тут нет: "эгоисты" (небольшой, нужен на случай, если вы не планируете звать компанию на чаепитие), "тет-а-тет" (с двумя кранами), на большую компанию. Тут же рассказывают о десертах, а точнее о том, что такое чаепитие "вприкуску" и "вприглядку". Такие шуточные названия им дали еще наши прабабушки и прадедушки. А напоследок предлагают загадать желание, прикоснувшись к самовару. Возможно, сбудется. Выпейте за это чаю.

...да закусить пряником

Про тульский пряник слышали многие. Городецкий не так популярен, хотя он не менее вкусный и красивый. Оказывается, в "пряничных городах" изготавливают лакомство по-разному. Так, тульский покрывают глазурью только сверху и по бокам, а городецкий — полностью. Об этом, а еще о происхождении лакомства и его рецептуре посетителям рассказывают в музее "Городецкий пряник".

Самый большой печатный пряник, изготовленный современными мастерами, имеет вес 6 кг, а в диаметре — целых 60 см. Такой, например, можно заказать на свадьбу. Сколько лет городецкому прянику, доподлинно не известно, однако установлено, что он появился не позже XVII века. Историк Дмитрий Смирнов в "Очерках жизни и быта нижегородцев XVII–XVIII веков" писал об упоминании медового пряника еще в 1636 году голштинским послом Адамом Олеарием.

Сейчас в музее собраны сотни экспонатов. Это не только пряники, но и специальные доски для их изготовления, и рецепты. Для того чтобы на пряниках был особенный орнамент, их кладут в специальные наборные доски, которые изготавливают местные мастера. На вкус такое лакомство, конечно, сладкое, но не приторное. Хранится около месяца. Употребляется с чаем. Лучше — из самовара.

Алена Шаповалова (Городец)