ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

21 МАЯ, 11:44

"Умную дорогу" в Самарской области планируется продлить до Сызрани до конца 2021 года

ТАСС, 18 июня. Самарский национальный исследовательский университет им. академика Королева станет базой для международных исследований по созданию технологии производства новых материалов для аэрокосмической техники. Об этом говорится в сообщении пресс-службы университета, распространенном в четверг.

"Ученые из России, Франции и Японии проведут на базе Самарского университета им. Королева теоретические и экспериментальные исследования по созданию технологии производства новых высокоэффективных биметаллических материалов для аэрокосмической техники, которые смогут выдерживать значительные механические нагрузки и экстремальные перепады температур с разницей в несколько сотен градусов", - сказано в сообщении.

Преимущества разных материалов

Сплавы двух металлов, по информации университета, давно применяются при изготовлении авиационной и космической техники. Биметаллы позволяют объединить преимущества разных материалов, увеличивая надежность, износостойкость и долговечность. Созданные по существующим технологиям биметаллические материалы обладают недостаточной прочностью соединения разнородных слоев, отмечается в сообщении пресс-службы со ссылкой на ученых. При этом у разных металлов отличаются теплофизические свойства, и при больших перепадах внешних температур (например, в космосе - от -200°С до +200°С и выше) возникает опасность межслойного разрушения многослойного материала, говорится в сообщении.

Ученые трех стран в рамках полученного гранта Российского научного фонда планируют разработать научные основы новой технологии и экспериментально получить слоистый функциональный высокоградиентный материал (ФВГМ), который будет обладать повышенным сопротивлением межслойному разрушению.

"Очень важно, чтобы используемые в аэрокосмической технике материалы были термически стабильными, чтобы они не расширялись при высоких температурах. Этого можно добиться, если брать разные материалы с разными коэффициентами линейного расширения и чередовать их в многослойной конструкции: когда один слой расширяется, другой - сжимается, а во всем объеме - не происходит никаких изменений. Обычно биметаллические материалы производят способом прокатки - за счет большого давления происходит фактически сварка поверхностей металлов. Мы предлагаем новый метод - с использованием аддитивных технологий", - цитирует пресс-служба заведующего кафедрой обработки металлов давлением Самарского университета, академика РАН Федора Гречникова.

Ученые предлагают наносить с помощью аддитивных технологий слои металлопорошковой композиции на подложки из листового проката, создавая при этом на поверхностях особый микро- и макрорельеф. Он позволит, по данным пресс-службы университета, практически на порядок увеличить площадь контакта соединяемых слоев и даже образовывать механические неразъемные соединения в виде микрозамков. Полученный в результате композиционный "пирог" планируется затем дополнительно обрабатывать давлением, например, прокатывать, чтобы получить высокопрочное соединение слоев металлов.