Статья

12 ФЕВР, 20:06

Карты, деньги, управление: что изменится для нацпроектов после первой встречи президиума

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в Доме правительства на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам

Во время первого заседания президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам глава кабмина смотрел на нацпроекты глобально: практически не опускаясь до каждого отдельного направления, он заявил об общих проблемах и предложил решать их через новую онлайн систему мониторинга

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин провел свое первое заседание президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Глава кабмина смотрел на нацпроекты глобально: практически не опускаясь до каждого отдельного направления, он заявил об общих проблемах и предложил решать их через новую онлайн систему мониторинга. Первый заместитель Мишустина Андрей Белоусов пошел еще дальше: он предложил обновить систему управления, а также вспомнил опыт ОНФ по введению системы общественного контроля и предложил применить его и к нацпроектам. Если идею одобрят, россияне смогут наблюдать с домашних компьютеров за тем, как на селе возводят Дом культуры или кладут асфальт.

Скованные одной сетью

Первый год реализации нацпроектов обнажил информационные и финансовые проблемы коммуникации между центром и регионами, неоднократно говорили аналитики и эксперты, объясняя сложности в исполнении нацпроектов в прошлом году.

Уже в 2019 году стало ясно, что без корректировок нацпроектов не обойтись. К тому же, выступая перед Федеральным собранием в январе 2020 года, президент Владимир Путин озвучил целый блок новых социальных инициатив. Возникал вопрос — будут ли эти планы интегрированы в нацпроекты? Мишустин дал косвенный ответ, напомнив, что Минэкономразвития к 20 февраля должно представить предложения по уточнению единого плана достижения наццелей "в том числе с учетом новых задач, поставленных в послании".

Проблему несогласованности работ между федеральным центром и регионами Мишустин предложил решить онлайн — запустить информационно-аналитическую систему мониторинга реализации нацпроектов, которая будет интегрировать данные "практически всех ведомств".

"Это позволит нам оценивать риски и предупреждать о возможных отклонениях в достижении национальных целей и целевых показателей", — отметил премьер.

Белоусов, который предложил план из нескольких пунктов по борьбе с рассинхронизацией, оговорил, правда, что трогать эту систему руками не следует (что бы это ни значило): "Сразу хочу подчеркнуть: никакого дополнительного внесения руками никакой информации в эту информационно-аналитическую систему быть не должно. Вся информация должна собираться снизу".

Аккумулироваться в системе, по словам первого замглавы правительства, будет информация из "Электронного бюджета", данных Казначейства России, ФНС ("они видят реальные платежи"), а также данные, находящиеся в информационных системах министерств и ведомств.

Первый вице-премьер обозначил и сроки подготовки системы: функциональные требования и интерфейсы должны быть готовы до 15 марта, до 15 апреля уточнят технические требования, а работающая первая итерация будет развернута к 31 июля.

Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко и первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС

Помимо системы мониторинга для чиновников Белоусов обрисовал и возможности для контроля граждан. Он вспомнил систему оперативного управления "Эталон" для нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (за нее Росавтодор получил национальную премию "Формула движения"), а также программу мониторинга от ОНФ (вероятно, имелась ввиду "Карта убитых дорог").

"Любой гражданин, зная, что в его районе в зоне шаговой доступности строится какой-то объект — в данном случае речь идёт о дорогах, которые ремонтируются, — может найти на электронной карте соответствующую дорогу и начать её контролировать: войти туда в интерактивном режиме, написать какие-то замечания, суждения", — описал работу проекта первый вице-премьер.

Отметим, что такая система в свое время успешно сработала в Удмуртии - глава региона Александр Бречалов предложил ставить камеры на участках строительства и реконструкции дорог и транслировать "картинку" со стройплощадки в интернет. Опыт был однозначно положительным, вспоминал он позже: как минимум, строители просто не могли позволить себе сидеть на асфальте половину рабочего дня.

"Эта обратная связь дала очень большой эффект, потому что сняла практически полностью недовольство граждан состоянием этих объектов. 90% недовольства связано на самом деле с непониманием и незнанием. Я предлагаю, чтобы кураторы проектов по своим направлениям проработали возможность создания аналогичных систем в тех случаях, когда существует большое количество региональных объектов", — предложил Белоусов.

Кстати, подобные карты с объектами, возводимыми в рамках нацпроектов, уже работают онлайн в Краснодарском крае и в Ярославской области. Правда, возможности писать свои комментарии на картах у граждан нет, но увидеть, где строится, например, школа или поликлиника, и степень их готовности – есть.

Утром – деньги, вечером – стулья

Первый год реализации нацпроектов подвергался критике с точки зрения финансирования задуманных планом-графиком работ. Источником проблем было объявлено несвоевременное доведение средств от центра к регионам, а от регионов — к подрядчикам. Мишустин, открывая заседание, оговорил, что конечно, минувший год был стартовым для нацпроектов и механизмы их исполнения только отлаживались, поэтому, вероятно, можно понять то, что пришлось переносить с прошлого года 148 млрд рублей нерастраченных денег (большая часть их приходится на комплексный план модернизации инфраструктуры, "Цифровую экономику" и "Демографию").

При этом премьер строго оговорил, что так больше делать не надо: "Наша задача — разобраться с причинами, по которым возникла эта ситуация, и принять все меры, чтобы это больше не повторялось. Решение о переносе неиспользованных средств с 2019 на 2020 год было исключительным. В этом году такого быть не должно". От кураторов нацпроектов он ждет выстраивания четкой управленческой вертикали, "жесткой связки — от правительства до муниципалитетов".

Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС

Это позволит, по его мнению, оперативно решать и вопросы финансирования проектов.

"Любое затягивание сроков я буду считать недопустимым, прошу всех это иметь ввиду", — подчеркнул он.

И велел всем ускорится, напомнив, что уже середина февраля, а нормативные акты, которые позволили бы запустить финансирование нацпроектов на этот год, до конца не приняты.

О проблеме переноса денег не раз говорил и глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Главный аудитор страны докладывал Путину в декабре о недоосвоении в целом по стране 1 трлн бюджетных рублей за год, и видел в этом слабое качество государственного управления и забюрократизированность.

Навести порядок в управлении

Тем временем Белоусов предложил совершенствовать процедуры управления нацпроектами. Для начала он рекомендовал поделить функции главного проектного офиса между Минэкономразвития, Департаментом проектной деятельности кабмина и Аналитическим центром при правительстве РФ.

При этом Минэкономразвития отошли бы "сутевые функции": мониторинг реализации, оценка рисков недостижения целей (и предложения по их снижению), оценка взаимосвязей между мероприятиями нацпроектов, а также то, насколько нацпроекты отвечают задачам достижения национальных целей развития. Причем "там надо сделать центр, который будет за это дело отвечать".

Департаменту проектной деятельности РФ он отвел преимущественно бюрократический функционал: организационные функции, аналитическое обеспечение деятельности президиума совета и проектных комитетов, аппаратное сопровождение, включая документацию, подготовку справочных материалов и проектов протокольных решений.

Аналитическому же центру отводится роль в соответствии с его названием: создание упомянутой выше информационно-аналитической системы.

На уровне руководства по-прежнему сохраняется персональная ответственность за нацпроекты. В паспорте каждого нацпроекта были и раньше пофамильно расписаны руководители, кураторы и администраторы (а это были вице-премьеры, министры и их замы). Теперь, судя по сказанному Белоусовым, такая схема сохраняется, только фамилии будут новыми, в соответствии с переменами в составе кабинета министров. Утвердить новый состав кураторов предполагалось по результатам заседания президиума.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в Доме правительства на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС

Еще одна инициатива первого вице-премьера — встречаться еженедельно узким кругом для обсуждения насущных вопросов, связанных с нацпроектами.

"Предлагается для осуществления такого мониторинга в режиме онлайн для рассмотрения вопросов, в том числе проблемных, создать при нашем президиуме компактную — хочу это подчеркнуть — группу в 10-12 человек, которая регулярно, пока я бы предложил на еженедельной основе, рассматривала разные вопросы и проблемы достижения общественно значимых результатов", — предложил Белоусов.

В этот узкий круг будут приглашаться руководители рабочих групп Госсовета по направлениям повестки дня, руководители самих проектов и сотрудники министерств.

Параллельно Белоусов предлагает в целом упростить процедуры внесения изменений в нацпроекты. Еще летом 2019 года полномочия проектных комитетов и кураторов были расширены в этой части. Теперь вице-премьер предлагает провести еще один "апгрейд".

"Я думаю, что нам тут нужны какие-то радикальные изменения, потому что система номинально гибкая, а на деле оказывается, что иногда месяц приходится тратить, чтобы внести изменения в электронный бюджет", — подытожил он.

Регионы также не минуют реформы управления в рамках нацпроектов. Сейчас, по словам Белоусова, региональные проектные офисы откровенно перегружены. Им приходится координировать реализацию в рамках нацпроектов более 4 тысяч региональных проектов, или около 50 на каждый регион.

"Хочу доложить, что в среднем в проектном офисе в субъекте РФ работают 6 человек. И эти 6 человек ежедневно и еженощно занимаются тем, что пишут разного рода справки, отчеты и доклады, начиная от полпредов и заканчивая ответами на запросы федеральных органов. Поэтому, если говорить честно, за исключением нескольких регионов эта работа внутри региона не координируется или координируется крайне недостаточно", — сказал первый вице-премьер.

При этом он напомнил, что было несколько поручений правительства РФ по тому, как должны работать региональные офисы, сколько специалистов там должно трудиться и каких, но "они в полной мере не исполнены". Белоусов сообщил о необходимости "резко активизировать работу" в региональных проектных офисах, а также подчинить их напрямую губернаторам и их ключевым заместителям.Возможно, увеличение штата позволит сотрудникам офисов как минимум не работать "еженощно".

Юния Полякова