Остановить поток сомнительных деталей, которые попадают, в том числе и на предприятия авиапрома, поможет цифровая система прослеживаемости узлов и агрегатов. Об этом пишет газета "Известия" со ссылкой на экспертов и Росстандарт.

Для борьбы с подделками в машиностроении приняты новые стандарты, которые вступят в силу в марте 2020 года, отметили изданию в Росстандарте. В частности, создано три новых национальных стандарта ГОСТ Р. Они будут регулировать качество подшипников, металлопроката, арматуры и других изделий с длинным жизненным циклом и высоким риском подделки.

Один из утвержденных стандартов ("Прослеживаемость оборота продукции") предписывает производителям для борьбы с подделками документировать события, которые происходят с товаром, по всей цепи посредников, вплоть до конечного продавца. Также продукции рекомендуется присваивать уникальный номер-идентификатор.

Новые правила также устанавливают строгие требования к обращению с фальсификатом и контрафактом. К примеру, прямо запрещен возврат изделий поставщику или изготовителю, если подтвердился факт подделки. Не допускается повторная продажа, более того заказчик или потребитель изделий, оказавшихся фальсифицированными или контрафактными, должен привести их в непригодное состояние и утилизировать.

Как пишут "Известия", предполагается, что стандарты станут юридической основой для будущей цифровой системы прослеживаемости продукции машиностроения и приборостроения, включая сырье, материалы и комплектующие. Особенно остра проблема в авиастроении.

В отечественной гражданской авиации, отметил изданию зампредседателя технического комитета Росстандарта "Средства и методы противодействия фальсификациям и контрафакту" Георгий Толстов, ежегодно выявляются факты одновременной эксплуатации от двух до семи компонентов с одинаковыми серийными номерами, установленными на разных воздушных судах (ВС). Кроме того, фиксировались случаи фальсифицированных документов и перебитых серийных номеров.

Использование неаутентичных запчастей при ремонте авиатехники приводит к финансовому ущербу для производителей и создает прямую угрозу безопасности полетов. В презентации Росавиации, имеющейся у "Известий", приводятся примеры ЧП, причиной которых стали некачественные запчасти. Так было в 2005 году, когда потерпел катастрофу в Баку Ан-140 (погибли 23 человека) и в 2003 году –– при аварийной посадке Ту-134 в Ростове-на-Дону (никто не погиб).

Одна из последних катастроф, расследование которой выявило установку поддельных деталей, произошла с Ми-8 в ноябре 2018 года в Тверской области. При жесткой посадке вертолета один человек погиб, трое получили ранения.

Главный эксперт института экономики транспорта НИУ ВШЭ Федор Борисов отметил изданию, что использование контрафактных запчастей случается даже при использовании лизингованных иностранных ВС, где действует жесткий контроль со стороны лизингодателя и иностранных авиавластей. По его мнению, нормы для борьбы с контрафактом в авиапроме нужно вводить очень аккуратно, чтобы не парализовать деятельность авиапредприятий.