Статья

16 ОКТ, 10:00

История одного ремонта: как подружить кукол с мультимедиа в здании XVIII века

Спектакль Машенька и Медведь

Как рождаются сказки, которые способны увлечь самых требовательных детей и прийтись по вкусу взрослым

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

30 СЕНТ, 09:26

В Мурманском театре кукол откроют студию целевой подготовки актеров В Мурманском театре кукол откроют студию целевой подготовки актеров

Оренбургский государственный областной театр кукол открыл в начале октября 86-й театральный сезон двумя премьерами для детей — "Курочка Ряба" и "Машенька и медведь". В афише для молодежи и взрослых — комедия "Женитьба Бальзаминова". Все спектакли, как и в прошлом сезоне, коллектив представил на сцене филармонии и татарского драмтеатра, а готовил на временной площадке. Родное здание уже год скрыто от посторонних взглядов забором, за которым строители, реставраторы и декораторы воплощают в жизнь проект современного театрального пространства в стенах памятника истории и культуры ХVIII века. О рождении сказки, способной увлечь самого требовательного ребенка и прийтись по вкусу даже взыскательному взрослому, — в материале портала "Будущее России. Национальные проекты".

От ширмы на площади до зарубежных подмостков

Капитальный ремонт, включающий трансформацию сцены, зрительного зала, фойе и техническое переоснащение театра, стал возможен благодаря национальному проекту "Культура" и начался осенью 2019 года.

"Знаю, что после 5 декабря будет происходить процедура сдачи объекта, мы надеемся встретить Новый год в театре", — говорит в ожидании возвращения художественный руководитель Оренбургского государственного областного театра кукол Вадим Смирнов.

Оренбургский театр кукол начал свою постоянную деятельность в 1935 году со спектаклей на летней эстраде городского парка. В годы Великой Отечественной войны театр работал в освобожденной от нацистских захватчиков Воронежской области. В 1950-е годы оренбургский кукольный стал первым театральным коллективом, регулярно выезжающим на целину. Потом были сотни выступлений на социалистических стройках — для трудящихся Куйбышевской ГЭС, городов Ставрополя, Комсомольска, Новокуйбышевска и других.

Стационарную площадку на улице Советской, 23, где находилось отделение Госбанка и магазин, театр получил в ноябре 1960 года. Здание являлось частью Гостиного Двора — одной из первых крупных торговых построек города-крепости Оренбург, выполненной в стиле петровского барокко архитектором Иоганном Вернером Мюллером. Знакомый современному зрителю интерьер сформировался здесь около 40 лет назад. Тогда же в фойе театра появилось знакомое многим поколениям оренбуржцев панно с героями сказок: Чудо-юдо рыба-кит, Конек-горбунок, Жар-птица…

"Перемены очень ожидаемы. Театр был не в лучшем виде еще 15 лет назад, когда я приехал работать в Оренбург: очень хорошая труппа, коллектив, но условия, в которых мы работали, оставляли желать лучшего. Театру требовалось техническое переоснащение", — рассказывает Вадим Александрович.

Некоторая неустроенность не помешала театру десятилетиями завоевывать успех у оренбургского зрителя, а также выигрывать призы российских и международных фестивалей. Некогда один из ведущих режиссеров страны Роман Ренц, руководивший творческой деятельностью театра с 1960 по 1971 годы, прославил коллектив возрождением спектаклей для взрослых. Он же впервые в СССР в 1964 году поставил на сцене театра кукол спектакль "Маленький принц" по повести Антуана де Сент-Экзюпери, на премьере присутствовал народный артист СССР Сергей Образцов. Он по достоинству оценил работу, гласят архивные документы театра.

За большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и воспитание подрастающего поколения в феврале 2019 года коллектив Оренбургского областного театра кукол был награжден благодарностью председателя Совета Федерации. А в сентябре прошлого года на LII Международном фестивале кукольных театров PIF в Загребе (Хорватия) Оренбургский театр кукол был единственным приглашенным театром из России. Коллектив завоевал две награды: Лариса Микина-Прободяк получила приз за сценографию спектакля "Саломея" по Оскару Уайльду, а Вадим Смирнов — за убедительную интерпретацию персонажа Ирода.

Спектакль "Саломея", реж. Олег Жюгжда (Беларусь) Дарья Косилова/Оренбургский государственный областной театр кукол

Подарок к юбилею

Необходимость капитального ремонта понимали и региональные власти, но о масштабных переменах за счет областного бюджета речь идти не могла — слишком велики затраты. Настоящим подарком к 85-летию театра в 2020 году должно было стать участие в национальном проекте "Культура", поэтому новость о том, что работы могут быть начаты на полгода раньше, вдвойне порадовала коллектив. Бюджет составил 197 млн рублей при софинансировании в соотношении 96% и 4% со стороны федерального и областного бюджетов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

29 СЕНТ, 15:56

Посещаемость портала Посещаемость портала "Культура.рф" планируется увеличить почти в четыре раза

"Театр нуждался в ремонте и других преобразованиях. Театральная атмосфера поддерживалась в зале, когда артисты выходили на сцену, а как только гас свет, зрители возвращались в обыденность, которую наши дети не заслуживают", — считает министр культуры Оренбургской области Евгения Шевченко.

Согласно проекту реконструкции, в театре полностью изменится конфигурация и механика сцены, которая будет глубже и шире, хотя исторические стены ни на сантиметр не изменили свое расположение — это запрещает охранный статус здания. Уже смонтированная площадка состоит из шести подвижных платформ, которые можно поднимать или опускать, статичной останется только авансцена. При этом количество мест в зрительном зале сократится с 239 до 172, что будет способствовать камерности сказочных спектаклей для детей, актеры станут ближе к зрителю. Еще одна перемена, заметная, пожалуй, только для завсегдатаев театра, — снижение горизонта классической ширмы до уровня зрительского взгляда.

"Это даст новые возможности при постановке спектаклей. Раньше таскали различные стулья, лавочки, а теперь механически можно поднять сцену, нет необходимости городить лестницы и прочее", — предвкушает работу на обновленной площадке актер Иван Панин.

Привыкать творческой группе придется и к новому свету, и к звуковой аппаратуре. По словам художественного руководителя театра, это будет напоминать небольшой концертный зал с софитами, которых раньше в театре не было совсем, и другими управляемыми светильниками. "Ранее у зала была плохая и очень сложная акустика, надеюсь, что сейчас эта беда будет преодолена. Звучание должно быть таким, чтобы мы могли свободно общаться со зрительным залом", — отметил Вадим Смирнов.

Если вдаваться в технические подробности, то в здании театра заменены коммуникации — система отопления, электрика, водопровод, вентиляция, появится система кондиционирования и воздухообмена. Внешний облик будет воссоздан с исторической точностью на основе архивных данных.

Подружить кукол с мультимедиа

Занимаемая театром кукол площадь сравнительно небольшая, поэтому коллектив старался задействовать каждый свободный метр. Например, в фойе традиционно проводились новогодние утренники и другие интерактивные представления перед спектаклями. Хороводу вокруг елки здесь явно было не развернуться. Учитывая, что объемно-планировочные решения в объекте культурного наследия неприкосновенны, решили визуально и физически расширить пространство за счет обустройства арок в бывших дверных проемах на входе в театр. Так детям и родителям комфортнее будет готовиться к представлению, а артистам — свободнее работать.

Здесь же знакомого многим нарисованного на стене кита заменит мультимедийный экран. На нем будут транслировать клипы с участием кукол, приглашающих на представление, афишу театра, также он позволит создавать различные эффекты для интермедий. Наверняка зрителей заинтересует сказочная фотозона, оформленная в нише, а объемная книга с движущимися фигурками персонажей, уверены артисты, способна заворожить и ребенка, и взрослого. Над созданием внутреннего убранства театра в течение всего года работала группа художников-декораторов. Один из них — Евгений Ерохин — вспоминает, что 40 лет назад, будучи студентом художественного училища, уже трудился над украшением этих помещений.

Интерьер здания театра с 1980 до 2019 год Фото из архива театра

"В этот театр я водил своих детей, сейчас уже мои внуки ждут, когда откроется театр после реконструкции, — рассказывает художник во время небольшой экскурсии по строительной площадке. — Это сказочная книга, в которой пространство населено персонажами. Художники театра делают куклы — объемные, двигающиеся, живые, с огоньками, то есть максимально оживленные. Там будет железная дорога, поезд станет выезжать и заезжать обратно в книгу, потом возвращаться. В замке принцесса ждет своего рыцаря, а рыцарь сражается с драконом, парящим в небесах", — объясняет он задумку.

Над этим арт-объектом также работают художник театра Ольга Гагаркина и актер Иван Панин, уточнил Вадим Смирнов. По словам Евгении Шевченко, декор каждого пространства в театре предполагает множество деталей, которые подолгу можно будет изучать. "Пространство получается очень детское, местами даже игровое. Думаю, что красоту, которая здесь создается, по праву оценят", — сказала она.

Согласно проекту, стены в зале будут синего цвета, "одежда" сцены и портьеры этих же оттенков, а пол — цветущий, зеленый, который позволит создать атмосферу сказочного леса. Подсветка зала станет проецироваться на стены в форме листьев на деревьях, а в центре появится дизайнерская люстра.

В ожидании сказки

Покидая здание театра осенью 2019 года, коллектив намеревался не только давать представления на сторонних площадках, но и объездить с гастролями всю область. Тур прервала самоизоляция. Однако пандемия подарила и новое направление работы: актеры в социальных сетях читали сказки и воспроизводили сценки из полюбившихся спектаклей. Они признаются, что сложно было весь заряд эмоций, всю экспрессию роли направлять в экран телефона, но "лайки", комментарии и рост числа подписчиков ободряли и радовали.

После полугодового перерыва в августе начался репетиционный период. Отрабатывать спектакли и новые постановки коллективу приходится в мало приспособленном для этого помещении, где даже декорации нельзя установить полностью — мешают низкие потолки. Но несмотря на все трудности, коллектив подготовил премьеры и готовится к работе на новой сцене.

"Первым нам хотелось бы представить спектакль, который мы затевали еще весной, он бы появился в беби-зале на втором этаже. Есть планы и на 2021, и на 2022 год. В связи с пандемией были перенесены многие постановки, теперь их представим на новой площадке", — поделился планами художественный руководитель театра. В проекте восстановление спектакля для взрослых "Генералы в юбках" по пьесе Жана Ануя, а также постановка булгаковской "Зойкиной квартиры".

По словам Евгении Шевченко, капитальный ремонт театра кукол, безусловно, будет способствовать популяризации этого вида искусства и росту числа зрителей — такие цели также заложены в национальный проект "Культура".

"В красивое, отремонтированное сказочное пространство приходить и ребенку, и родителям в сотни раз приятнее, чем в обветшалые стены и сомнительные интерьеры. Театр кукол — любимый театр моего младшего сына, и мы ждем возобновления его деятельности в своем родном здании, родном зале, думаю, как сотни других родителей и детей Оренбурга: все уже соскучились в принципе по такому виду досуга. Когда появляется дополнительное оборудование, новый свет, мультимедийный экран, каждый кусочек пространства способен удивить, увлечь, заставить размышлять и фантазировать, догадываться, что-то сочинять самому. Я уверена, что у этого театра, где и раньше были полные залы, зрительская востребованность возрастет в разы", — считает министр и мама дошкольника.

Алена Гниденко/ТАСС

Оренбургский государственный областной театр кукол не единственный участник национального проекта "Культура". Муниципальный театр "Пьеро" также готовится к масштабным переменам. Его капитальный ремонт и переоснащение намечены на 2023 год.

Алена Гниденко