Минвостокразвития выступило с идеей расширить границы Севморпути почти вдвое, включив в него акваторию от Мурманска до Сахалина, пишет "Коммерсантъ". Решение ведет к конфликту с международным законодательством, но позволит формально выполнить поручение президента РФ по увеличению грузопотока по Севморпути к 2024 году до 80 млн тонн.

Как отмечает издание, вице-премьер Юрий Трутнев по итогам заседания госкомиссии по развитию Арктики поручил проработать возможность расширения Севморпути (СМП) от Мурманска до Сахалина. Непосредственно в документе отмечается: "Минвостокразвития России, Минтрансу России, МИДу России совместно с Госкорпорацией "Росатом" представить в правительство РФ согласованные предложения о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ в части включения в акваторию Северного морского пути внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны РФ в Баренцевом, Белом, Печорском, Беринговом и Охотском морях".

Акватория СМП ограничена Карскими воротами на западе и бухтой Провидения на востоке. Границы были установлены по международному праву с учетом замерзаемости морей. Нормативным регулированием СМП и выдачей разрешений на плавание судов в акватории ведает Минтранс, а инфраструктурным оператором с 2018 года назначен "Росатом".

В Минтрансе "Ъ" сообщили, что пока не получали поручений по итогам госкомиссии и подготовят позицию при поступлении документа. В "Росатоме" тему не прокомментировали. По данным "Ъ", внести изменения в КТМ возможно, но тогда действие правил плавания по СМП автоматически расширится на новые акватории и возникнут противоречия с международным правом. Согласно 234-й статье Конвенции ООН по морскому праву, прибрежное государство может установить недискриминационные правила в исключительной экономической зоне для защиты окружающей среды от действий судов. При этом на такой территории должны быть особые климатические условия и наличие льдов большую часть года. Но ряд портов, которые предлагается включить в СМП не замерзают. Кроме того, в Арктике с 2017 года действует так называемый Полярный кодекс (правила для судов в полярных морях), и предлагаемая география СМП выходит далеко за его пределы.

Глава консультационного центра "Гекон" Михаил Григорьев считает, что следует ожидать выделения в акватории нового СМП по матрешечному принципу сначала зоны регулирования судоходства в соответствии с Полярным кодексом, а внутри нее - зоны регулирования по ледовым условиям (234-я статья). При этом, исходя из фактического развития ледяного покрова, следует ожидать расширения последней зоны на Печорское море, северо-восток Баренцева моря и север Берингова моря.

По оценке эксперта, расширение СМП только за счет портов и терминалов Печорского, Белого и Баренцева морей легко позволит добиться выполнения поставленной президентом РФ задачи по наращиванию грузопотока до 80 млн тонн. Пока же прогнозируется, что объем отгрузки минерального сырья по СМП в 2024 году сможет составить только 58 млн тонн.