Статья

6 ДЕК 2019, 19:56

ФНБ, 5G и выход на серию: российские промышленники вывели формулу конкурентоспособности

Зачем промышленности сети пятого поколения, о какой поддержке просят правительство "Уралхим" и "Уралкалий" и какие изменения ждут в будущем российские верфи

Национальный проект "Международная кооперация и экспорт" совместно с нацпроектом по производительности труда призваны подстегнуть российских промышленников к осознанной экономии и производству товаров, способных конкурировать с международными аналогами за счет цены и максимального качества. "В автопроме есть такая поговорка: объем — это король, деньги — это королева", — обозначил законы промышленного сектора глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов на пленарной сессии Национального промышленного форума. Предполагается, что участники форума, в большинстве своем члены Союза промышленников и предпринимателей, должны по итогам представить правительству свой шорт-лист предложений по введению новых и модернизации существующих мер господдержки. Уже на первой, вводной сессии форума стало понятно, что бизнес мыслит масштабно. Так, Ростелеком напрямую увязал успех промышленности с запуском в России 5G, а один из лидеров химической отрасли "Уралкалий" предложил направить деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ) на строительство заводов российских компаний за рубежом.

Каким видит себя на международной арене российский бизнес и какой помощи ждет от государства, разбиралась корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" Юния Полякова.

Цифровизируй это

Россия стоит на пороге запуска сетей пятого поколения. Но существует одна проблема: другие страны забронировали под эти сети определенный диапазон частот — от 3,4 до 3,8 ГГц. В России этот диапазон практически полностью занят силовыми ведомствами и спецсвязью, которые не спешат делиться своими частотами с частным сектором. Консенсус ищут на уровне правительства и даже президента, но окончательного решения, где же будет базироваться высокоскоростной интернет, пока нет.

Казалось бы, какова связь между 5G и конкурентоспособностью российских заводов? Президент ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский объясняет: если сети 4G создавались и успешно используются для коммуникации между людьми, то 5G будут использоваться для коммуникации в промышленности. "Сети пятого поколения придуманы в первую очередь для взаимодействия машин и механизмов между собой, это ключевая технология и платформа для развития безлюдных производств, повышения их безопасности. Сети пятого поколения дадут возможность наладить контакт между большим количеством устройств", — уверен он. И тот факт, что пока в правительстве не определились с инфраструктурой для 5G, создает риски именно для промышленности.

Однако и другие страны сейчас решают задачи, связанные с подключением высокоскоростного интернета, поэтому у России есть шанс опередить конкурентов и занять выгодную рыночную позицию, считает он. А побороться есть за что: мировая цифровизация промышленности в ближайшее десятилетие позволит привнести в экономику более 30 трлн долларов, говорил ранее министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Владимир Смирнов/Будущее России. Национальные проекты

Другая угроза для промышленников, по словам Осеевского, состоит в том, что проникновение цифровых технологий в ключевые промышленные процессы создает риски информационной безопасности. "Мы видим возрастающий интерес хакерских группировок к проникновению в ключевые промышленные и транспортные отрасли. Этот вызов требует создания новых технологий", — рассказывает глава "Ростелекома".

В очередь за деньгами ФНБ

Фонд национального благосостояния, российская "подушка безопасности" объемом почти 8 трлн рублей, пополняется за счет сверхдоходов от продажи нефти и призван стабилизировать экономику в случае финансового форс-мажора. Сумма, которая должна при любых обстоятельствах оставаться в фонде, составляет 7% ВВП. То, что будет свыше этой суммы, власти могут потратить — осталось лишь определиться, на что. По оценкам экспертов, инвестирование этих денег начнется уже во втором полугодии 2020-го — начале 2021 года.

Не так давно законопроект, определяющий принципы инвестирования средств фонда, был размещен для обсуждения на официальном портале правовой информации. Текущая версия предполагает, что эти деньги могут направляться на принципах возвратности в инфраструктуру, а также в качестве кредитов иностранным государствам — торговым партнерам России, чтобы они тратили эти кредиты на российскую продукцию.

У генерального директора "Уралкалия", члена совета директоров "Уралхима" Дмитрия Осипова свой взгляд на эффективное использование возможностей ФНБ.

В химической отрасли, лидерами которой являются компании "Уралхим" и "Уралкалий", каждый новый проект требует инвестиций в миллиарды долларов, а начинает приносить прибыль только в перспективе десяти лет, рассказывает он. Поэтому химики прибегают к помощи государства и заключают инвестиционные контракты, снижая таким образом кредитные ставки и налоговую нагрузку. Но такая схема действует в России. Осенью этого года "Уралхим" сделал первый шаг на пути к африканскому рынку — подписал меморандум о взаимопонимании с Анголой. Предполагается, что инвестиции "Уралхима" составят 1,2 млрд долларов и он построит на Африканском континенте новый завод по производству удобрений.

"Может быть, достаточно неожиданное предложение, тем не менее почему бы не использовать средства ФНБ на возвратной основе для финансирования данного проекта? Потому что в России ситуация понятна, но если мы действительно хотим экспансии, нам необходимы механизмы государственной поддержки", — рассуждает Осипов.

На случай, если российские власти не оценят такую инициативу, он предложил запасной вариант — расширить программу корпорации ВЭБ.РФ "Фабрика проектного финансирования", чтобы такие фабрики могли работать не только в России, но и за рубежом.

Юрий Смитюк/ТАСС

Чем мы хуже Кореи?

Участники форума спрашивали Алексея Рахманова, с чем связан тот факт, что большинство судостроительных заказов со всего мира забирают азиатские верфи, в частности Кореи и Китая. Секрет кроется в масштабах господдержки и в серийности производства, уверен он. Первым лидером в области судостроения была Корея, около 20 лет назад к завоеванию этого рынка подключился Китай. Чтобы добиться успеха, на первых порах отрасли нужно крепкое государственное плечо — так, по информации ОСК, китайские власти в свое время компенсировали местным верфям до 30% затрат на строительство каждого судна, чтобы выиграть у конкурентов в цене. Сейчас эти верфи получили достаточно компетенций и начали серийное производство. Это гораздо дешевле, чем строить каждый раз новое судно с нуля, оформляя документацию и проводя инжиниринг.

"Когда Китай отвоевывал заказы у Кореи, мы на "Севмаше" (верфь в Северодвинске) семьи рабочих приводили на завод, чтобы они горячего супа поели, а это было всего 17 лет назад", — рассказал Рахманов, объясняя позиции России на этом рынке.

Сейчас российское судостроение идет той же дорогой, которой пару десятилетий назад шел Китай, с той лишь разницей, что в части военного судостроения мы были и остаемся лидерами. "Вчера у нас был праздник — 60-летие российского атомного ледокольного флота, у корейцев такого праздника нет и не будет, потому что они атомные ледоколы и атомные пароходы строить не умеют", — заявляет Рахманов, признавая в то же время, что российским верфям предстоит научиться делать гражданскую продукцию и со временем перейти на серийное производство.

"Можно пароходы мерить тоннами, можно деньгами. Да, в тоннах Россия занимает сегодня 0,2% мирового рынка судостроения, потому что мы не делаем огромных пароходов, мы всю жизнь, даже во времена СССР, производили в основном военную технику", — констатирует он.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова заверила участников сессии, что власти продолжат фокусироваться на развитии конкурентоспособных компаний. Вместо множества разрозненных точечных программ правительство оставит 15–20 универсальных в будущем году, сообщила она, "но это не значит, что объемы государственной поддержки будут снижены".

Юния Полякова