МОСКВА, 24 апреля. /ТАСС/. Предпринимателям из креативных индустрий необходимо получить официальный статус отдельного вида бизнеса по аналогии с социальным предпринимательством, в особенности в условиях развития пандемии коронавируса. Такое мнение выразили опрошенные ТАСС общественники, профильные эксперты и предприниматели.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

21.АПР., 09:30

Минус на плюс: что поможет экономике восстановиться после пандемии Минус на плюс: что поможет экономике восстановиться после пандемии

Креативные индустрии сегодня

Креативные индустрии сегодня представляют из себя сферу экономики, объединяющую предпринимателей̆ и предприятия, продукция которых основана на творческой интеллектуальной собственности. К таким индустриям относят деятельность в области исполнительских и визуальных искусств, дизайна и ремесел, кино, телевидения и медиа.

На сегодняшний день в российском законодательстве не закреплено понятие креативных индустрий или креативного предпринимательства. В начале апреля президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с официальным письмом, где предложил на законодательном уровне закрепить понятие "креативного предпринимательства".

Признать официально

Исполнительный директор комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игорь Намаконов в разговоре с ТАСС отметил, что сектор креативных индустрий находится "на стыке экономики и культуры", поэтому зачастую выходит "из законодательного поля зрения властей", как вид бизнеса, который тоже нуждается в поддержке государства.

"Выделение их [креативных индустрий] в отдельный вид бизнеса - это именно то, что нужно сделать сейчас, на фоне пандемии", - сказал он, пояснив, что это должно быть сделано параллельно с решением властей по помощи малому бизнесу в условиях кризиса.

По мнению Намаконова, сами креативные индустрии, как сектор бизнеса, нуждаются в отдельной поддержке в виде субсидий или налоговых льгот для удержания "интеллектуального капитала", потеря которого может откатить сферу на несколько лет назад.

Член совета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Сафронов солидарен с Намаконовым и отмечает важность закрепления официального статуса "креативного предпринимательства", в том числе в условиях развития коронавируса.

"Требуется особое внимание государства [на фоне пандемии], создание особых условий для креативной отрасли, разработка государственной системы поддержки и развития креативных индустрий, создание федерального межведомственного координационного органа с широкими полномочиями по этой сфере", - сказал он ТАСС.

Аналогичную позицию высказала и основательница центра современного искусства "Винзавод" Софья Троценко, говоря о необходимости своевременной реакции властей.

"Креативный сектор наиболее чувствителен к кризису, но и быстрее адаптируется. Требуется какая-то система мер поддержки не только сейчас, на кризисный период, но и на будущее. Имеет смысл сформулировать и закрепить понятие "креативного предпринимателя", которого сейчас нет", - сказала она, предостерегая при этом, что излишнее регулирование в этой сфере не будет "во благо".

Галереи на галерах пандемии

Выставка "Русская сказка. От Васнецова до сих пор" в Новой Третьяковке Артем Геодакян/ТАСС

До пандемии, по словам Троценко, креативные индустрии находились в состоянии довольно стабильного роста и рассматривались, например, Москвой, как один из самых перспективных секторов. А сейчас сферы, связанные с искусством, - те же галереи "не только терпят большие убытки, но, в первую очередь, теряют надежду в перспективе быстрого восстановления в связи ситуацией в экономике в целом".

Член правления "Опоры России" Дарья Алиева тоже отмечает, что в условиях пандемии галереи являются одной из наиболее пострадавших сфер креативных индустрий, потому что они закрыты. Говоря о секторе в целом, она заявила, что по креативному бизнесу сильнее всех ударит снижение уровня доходов населения.

"Их товары и услуги не относятся к числу базовых потребностей, и на них будут экономить в первую очередь", - отмечает Алиева.

Важным видом поддержки для этой сферы она называет отмену налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на три-шесть месяцев для компаний, у которых фонд оплаты труда с учетом налогов "составляет более 50% от ежемесячных затрат".

"Свое место" в экономике

Сложности с критерием отнесения себя к определенному виду деятельности возникают у многих предприятий. Так, в ходе одного из последних совещаний с властями Москвы председатель правления киностудии "Союзмультфильм" Юлиана Слащева указывала на то, что у анимации, как и у галерей современного искусства, нет собственного ОКВЭД (кода в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности).

В комментарии ТАСС Слащева, однако, отметила, что анимационное производство фактически не пострадало в условиях ограничительных мер, но "сама индустрия с большой долей вероятности потеряет в доходах за счет лицензионного рынка", где важными игроками являются представители среднего бизнеса.

"Одной из важнейших мер, которую будет реализовывать правительство Москвы, является субсидирование затрат производителей на адаптацию фильмов на иностранные языки. Помимо этого, необходимо поддерживать участие наших картин на крупнейших зарубежных фестивалях и кинорынках, которые сейчас также массово переходят в онлайн. Я думаю, при условии реализации этих и других точечных мер анимационная индустрия может пройти кризис с минимальными потерями", - сказала она.

Другим креативным компаниям в текущих условиях повезло меньше - экономический код помешал им получить необходимую поддержку. Например, с подобной проблемой столкнулся бренд дизайнерской мебели Archpole.

"Креативное предпринимательство имеет свой подтекст. Мы, например, производители, что к креативным индустриям никакого отношения не имеет. С другой стороны, мы производители творческого продукта. И когда нас классифицируют только как производство, мы не получаем нужной нам поддержки. Мы сейчас озаботились вопросом как свой основной ОКВЭД (производство) трансформировать в креативную индустрию", - рассказал ТАСС сооснователь бренда Константин Лагутин.

Он выделил и другую проблему, которая была у креативных индустрий еще до пандемии: тендерная система в стране не предполагает права собственности на авторские работы, что может приводить к нарушению авторских прав. Внося минимальные модификации на разработанную ими мебель, ее могут начать выпускать на других производствах.

Онлайн и офлайн

Художник-мультипликатор во время работы в анимационном технопарке киностудии "Союзмультфильм" Михаил Терещенко/ТАСС

Некоторые представители креативных индустрий достаточно быстро смогли перейти в онлайн. Тот же "Союзмультфильм" перевел все производство на дистанционный режим за четыре недели при помощи цифровизации всех производственных процессов.

Перейти в дистанционный режим смогли и в архитектурном бюро Wowhaus. Как рассказал ТАСС его сооснователь Олег Шапиро, все 100 сотрудников организации сейчас работают из дома, но основной проблемой стала выплата аренды.

"Мы вынуждены сейчас платить за помещение большую часть аренды, понимая, что наши арендодатели - негосударственная компания, и у них также свои большие расходы. Так что дотационная поддержка арт-кластерам, таким как Artplay, которые также являются частью креативной индустрии, была бы очень кстати. Чтобы и нам, и другим архитектурным бюро было куда возвращаться", - сказал он.

Для еще части предприятий полный переход в онлайн пока невозможен - например, для дизайнеров одежды. Как сообщила ТАСС создательница брендов "Модный дом Виктории Тишиной" и "Ведунья" Виктория Тишина, весь ретейл у них, как и у многих дизайнеров одежды, из-за пандемии коронавируса "встал", поступлений оттуда нет. Половина производства реализовывалась онлайн через маркетплейсы, но продажи через них во время пандемии снизились до 30% и продолжают падать. С другой стороны, производство сейчас невозможно прервать, иначе не получится выйти в сезон с предложением для покупателя.

"Мы оказались в "загоне", когда давят со всех сторон. Нужно покупать сырье, его обрабатывать, делать коллекцию, а денежные поступления минимальны", - сказала она ТАСС, отметив, что из-за понижения курса рубля выросли цены на ткани.

По ее словам, центр развития и поддержки предпринимательства Санкт-Петербурга прислал им предложение и инструкции Минпромторга, и в период пандемии их производство начало дополнительно шить маски, чтобы справиться с возникшими сложностями.

Ситуация с коронавирусом

Вспышка вызываемого новым коронавирусом заболевания была зафиксирована в конце 2019 года в Центральном Китае. 11 марта Всемирная организация здравоохранения признала ее пандемией. С начала пандемии коронавирусом в мире заразились более 2,6 млн человек, свыше 180 тыс. умерли. Все страны и территории были вынуждены принять различные экстренные меры санитарно-эпидемиологического характера.

Во всех регионах РФ был введен режим самоизоляции, обязательный или рекомендательный: практически все государственные и муниципальные службы перешли на работу в режиме онлайн, не работают магазины, за исключением продуктовых и точек, торгующих товарами первой необходимости и товарами для животных. Также закрыты театры, рестораны, кафе, фитнес-центры, салоны красоты, запрещено посещение парков и проведение развлекательных мероприятий.