Статья

2 МАР, 15:00

Эффект "Золотой маски": лучшие постановки из Петербурга на главном театральном фестивале

Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" пообщался с представителями небольших театров, попавших на фестиваль "Золотая маска"

Сразу несколько небольших петербургских театров в эти дни показывают свои спектакли на ведущих московских сценах в рамках фестиваля "Золотая маска" — ежегодно весной он представляет самые значительные постановки из разных городов России. 25 февраля Камерный театр Малыщицкого показал "Чайку", 26 февраля артисты "Мастерской" сыграли "Утиную охоту", а 2 марта зрителям столицы открылся "Большой секрет для маленькой компании" музыкального театра "Карамболь". Портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, выяснил, какие постановки столичные зрители готовы смотреть даже "на люстре" и что дает небольшим театрам отбор в число лучших в стране.

"Чайка" для девяти фортепиано с артистами

Александр Коптяев/Камерный театр Малыщицкого

На минувшей неделе во внеконкурсной программе фестиваля — "Маска плюс" — спектакль "Чайка" режиссера Петра Шерешевского представил столичной публике Камерный театр Малыщицкого. Его основатель Владимир Малыщицкий — ученик таких мэтров режиссуры, как Юрий Любимов и Георгий Товстоногов. В театре нет привычной сцены и занавеса, барьеров и проходов между рядами, конфигурация зрительских рядов может меняться в зависимости от спектакля. Зал, расположенный в темно-сером здании на улице Восстания в самом центре Петербурга, рассчитан всего на 80 мест — и каждый вечер он полный.

"Публика нас очень любит", — отмечает заведующий литературной частью театра Антон Алексеев. Камерная обстановка, по его словам, позволяет пригласить зрителей к сотворчеству, чтобы они вместе с участниками спектакля размышляли во время просмотра. "Это такая работа, за которую мы всегда им очень благодарны", — добавляет он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

28.ФЕВР., 10:00

Балалайка против органа и секретные рецепты блинов: главные культурные события недели

Чтобы получать больше обратной связи не только в социальных сетях, но и в живом общении, в театре недавно начали вводить практику обсуждения постановок, где зрители после просмотра могут поделиться своими мыслями об увиденном с создателями и актерами спектакля.

"Участие в программе "Золотой маски" — это прорыв для нашего театра. Впервые за тридцатилетнюю историю мы попали в поле зрения этого престижного фестиваля", — делится Алексеев.

Петр Шерешевский ранее уже неоднократно представлял свои постановки на "Золотой маске", но с другими театрами. "Чайку" по пьесе Чехова он решил в жанре спектакля-концерта для одного небольшого фортепиано и восьми маленьких.

"Жанр постановки — это способ отстраниться от известного текста. В нашем спектакле текст Чехова звучит как современная пьеса. Это происходит за счет вплетения в спектакль элементов как постдраматического театра, когда кажется, что никаких конфликтов не происходит, так и классического, когда зритель следит за взаимоотношениями героев", — объясняет Алексеев.

Для труппы театра Малыщицкого участие в программе "Маска плюс" стало большим событием. "Нашим актерам очень важно чувствовать, что они не просто так этим занимаются. Они не получают огромных зарплат, но при этом постоянно трудятся над созданием очередного произведения искусства", — отмечает завлит.

Городские власти ежегодно выделяют коллективу гранты на постановки, но в театре надеются, что высокие оценки профессионального сообщества, о которых говорит участие в программе фестиваля, помогут получить больше финансирования для творческих проектов.

"О нас стали больше писать критики, нас стали уже звать и на другие фестивали. Летом мы едем на фестиваль Довлатова в Пушкиногорском районе, весной, по всей видимости — сейчас идут переговоры, — на фестиваль в Подмосковье, фестиваль имени Чехова. Также в конце марта наша последняя премьера "Билли Каспер" примет участие в петербургском фестивале подростковых спектаклей "Маленький сложный человек". И это все случилось благодаря нашей творческой команде и тому, что нас заметили эксперты "Золотой маски", — считает Алексеев.

Мастерская человека

Маргарита Миронова/Театр "Мастерская"

Театр "Мастерская" показал на Таганке "Утиную охоту" Григория Козлова также в рамках внеконкурсной программы. Премьера в Петербурге состоялась весной 2019 года и прошла с большим успехом.

"Спектакль состоялся, судя по тому, как зритель на него идет, как заранее билеты покупает и как выходит зареванный. Залы всегда полные", — рассказывает завлит театра Елизавета Минина.

"Мастерской" в этом году — десять лет. Автор десятков спектаклей на российских и зарубежных сценах Григорий Козлов сформировал его труппу в 2010 году из выпускников своего актерского курса в Российском государственном институте сценических искусств. Спустя два года "Мастерская" стала государственным театром и получила здание на Народной улице.

"Мастерская" — это "театр для человека и про человека", как сам некогда сформулировал Козлов. "Театр, который он делает, — это действительно театр, обращенный к человеку напрямую. Мне, во всяком случае, именно это нравится называть русским психологическим театром, потому что он правда про людей. Режиссер всегда долго вынашивает идею спектакля, просто временем проверяя его идею — надо или не надо", — отмечает Минина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

26.ФЕВР., 13:41

Культурный форпост на западной границе: каким будет культурный кластер в Калининграде

Постановку по знаменитой пьесе Александра Вампилова — а спектакль по его же "Старшему сыну" был первым в репертуаре "Мастерской" — отличает несколько принципиальных моментов. "Фактически режиссер поставил реквием по определенной эпохе. Это то время, с которым мы должны попрощаться, наша юность закончилась навсегда — с ее мечтами, надеждами, крушением этих надежд", — поясняет Минина.

Вторая особенность — то, как Козлов завершает постановку. "В самой пьесе Зилов пытается застрелиться, после чего приходят друзья, отнимают у него ружье, и — финальный монолог, что он едет на охоту. Так вот у Григория Михайловича открытый финал, из которого довольно отчетливо следует, что Зилов стреляется: сцены с друзьями просто нет, то есть он ставит точку чуть раньше. Спектакль видела дочь Вампилова и абсолютно приняла этот финал, он очень убедителен. То, что играет Шумейко (исполнитель главной роли. — Прим. ред.), — да, этот человек не может не застрелиться, попав в ситуацию, в которую он себя загнал", — считает завлит.

Московский зритель уже успел полюбить спектакли "Мастерской" и всегда очень хорошо их принимает, отмечает Минина. В то же время поездки по стране — это зачастую знакомство с публикой, которая не знает этот театр, завоевание репутации. "Это серьезная проверка на самом деле", — добавляет она.

Для театра это уже четвертое участие в "Маске". В предыдущие годы в лонг-листе премии были "Тартюф" и "Живи и помни".

"Записки юного врача" у нас ездят по стране по линии "Золотой маски в регионах". Мы объездили уже большую часть страны, то есть это действительно возможность расширить географию театра. В частности, "Утиная охота" очень мало где встает на сцену. Это очень дорогой по вывозу спектакль, поэтому для нас, конечно, возможность выехать в Москву — это очень хорошо", — говорит Минина.

Больше чем детский спектакль

Александр Карнаков/Музыкальный Театр "Карамболь"

Музыкальный театр "Карамболь" 2 марта представил на сцене "Геликон-оперы" свой новый спектакль "Большой секрет для маленькой компании". Показ состоялся ровно год спустя после петербургской премьеры, которую приурочили к юбилею композитора Сергея Никитина, чья знакомая с детства музыка на знаменитые стихи Юнны Мориц легла в основу постановки.

"Если до этого мы ставили в основном спектакли по классическим произведениям детской литературы или по мировым мюзиклам, то это история, созданная с нуля. Эта идея пришла от большой любви к музыке Сергея Никитина и к этому циклу на стихи Юнны Мориц в частности", — рассказывает художественный руководитель — директор театра Ирина Брондз, добавляя, что одну из 13 композиций, которые звучат в "Большом секрете", Никитин написал специально для спектакля. "Эта история ни в коем случае не назидательна, она живая, иногда трогательная до слез и очень современная. Наши два юных героя, брат и сестра, проходят целую историю постижения, что такое настоящая дружба и связь поколений", — подчеркивает она.

Основанный в 1990 году как детский музыкальный театр "Карамболь" постепенно создал репертуар и для взрослой аудитории. Композиторы Мишель Легран и Максим Дунаевский, режиссеры Василий Бархатов и Алексей Франдетти, поэты Юрий Энтин и Илья Резник — это лишь некоторые из тех, кто сотрудничал с театром в разные годы.

"В основном в своих спектаклях театр "Карамболь" говорит о взаимоотношениях детей и взрослых, о каких-то смыслах, на поверхности не лежащих, а с другой стороны, очень понятных. Половина зала у нас всегда взрослые и половина зала — дети. В принципе, все наши спектакли, включая и последние "золотомасочные" работы, — они и для тех и для других, это семейные истории, где каждый видит какой-то свой срез", — отмечает художественный руководитель.

"Большой секрет" — уже третий спектакль театра за последние три года, номинированный на "Золотую маску", причем в нескольких категориях. "Это очень приятно и, я бы сказала, знаково, потому что мы стараемся работать всегда профессионально и с глубоким погружением в выбранный материал. "Золотая маска" дает веру в свои силы, желание дерзать дальше, и, что тоже важно, некую статусность в глазах лиц, принимающих организационно-финансовые решения, от которых мы зависим", — делится худрук.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

21.ФЕВР., 09:30

Открывая городскую усадьбу: как в петербургском музее Державина создают доступную среду

"Карамболь" выдерживает конкуренцию с коллективами, ставящими спектакли на ведущих площадках страны, даже несмотря на то, что у себя дома, в Петербурге, театр пока не имеет возможности играть на собственной сцене — его здание ждет реконструкции. "Хотя зал, в котором мы играем (Концертный зал у Финляндского. — Прим. ред.), не театральный, а концертный, спектакли проходят при переаншлагах", зрители просто "на люстрах", — отмечает худрук, тут же оговариваясь, что боится сглазить.

На показе "Большого секрета" в родном городе непосредственно перед поездкой в Москву был совершенно потрясающий прием. "Было ощущение, что мы на премьере", — делится Брондз.

В рамках премии театр часто приглашают представлять спектакли как в России, так и за рубежом. "Золотая маска" прежде всего помогает с финансированием гастрольных поездок. "Спектакль "Шербурские зонтики" (лауреат премии "Золотая маска". — Прим. ред.) вот уже десять лет гастролирует при финансовой поддержке и от имени фестиваля "Золотая маска". Мы были в Иванове, Череповце, Минске, на "Золотой маске" в странах Балтии. Организационно поездки продуманы до мелочей. Если нужно арендовать какое-то оборудование, его арендуют, оплачивают дорогу и все, что необходимо", — поясняет Ирина Брондз.

Между тем "Большой секрет" уже пригласили на "Маску" в Эстонии, его покажут там осенью этого года. Всего в рамках федеральной программы "Творческие люди", входящей в национальный проект "Культура", к 2024 году будет реализовано 60 всероссийских и международных фестивалей и других творческих мероприятий в области театрального, музыкального и изобразительного искусства.

Александра Подервянская