Статья

21 НОЯБ, 12:00

Доступность, безопасность, скорость и цена: как ищет баланс российский транспорт

Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты", разбирался как власти собираются решать проблему транспортного неравенства регионов

Транспортная отрасль оказалась одной из самых пострадавших от ограничений из-за пандемии, но в целом справилась с вызовом. И хотя преодоление последствий пандемии прошло красной нитью через все дискуссии и пленарные сессии форума, главной своей задачей транспортники все же видят не только поддержание текущей бесперебойной работы, но и создание потенциала для будущего роста экономики. Как за счет выравнивания транспортного неравенства между регионами, так и за счет включения России в международные транспортные коридоры. Портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором, которого является ТАСС, разбирался на завершившейся в пятницу "Транспортной неделе 2020" как национальный проект "Безопасные и качественные автодороги" и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры помогают решать эти задачи.

С самого начала пандемии новой коронавирусной инфекции власти уделили особое внимание транспортной отрасли, ведь она одна из самых пострадавших от вводимых ограничений. Сказалось сразу несколько негативных факторов: закрытие внешних границ, падение спроса на транспортные услуги внутри страны, снижение деловой активности. "Но, несмотря на это, транспорт продолжает работать бесперебойно, обеспечивает потребности в перевозках, а главное – их безопасность", - отметил на открытии форума премьер-министр России Михаил Мишустин. Он добавил, что эта задача остается крайне важной, чтобы и сегодня лекарства, средства индивидуальной защиты, продукты питания люди могли получать без перебоев и в срок.

Стратегический задел

Но в тоже время Михаил Мишустин напомнил, что развитие транспортной отрасли является одной из главных стратегических задач. Именно ее потенциал будет востребован в первую очередь при росте экономики, для достижения общенациональных целей развития и реализации всех ключевых национальных проектов. Равно как и развитие международной интеграции, по его словам, будет невозможно без создания транспортных коридоров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

14 ОКТ, 09:30

Движение без пробок: как Движение без пробок: как "умный" город поможет водителям победить стресс

Развитие всех видов транспорта уже заложено сразу в два национальных проекта. Транспортная часть Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в большей части направлена на развитие международных коридоров "Европа – Западный Китай", "Север – Юг", Севморпути, Транссиба и БАМа. В свою очередь нацпроект "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в котором с 2021 года участвуют все российские регионы кроме Москвы, в том числе направлен на выравнивание транспортной доступности и поддержание одинакового качества дорог во всех крупных агломерациях страны.

Сергей Савостьянов/ТАСС

В разработке и третий национальный проект "Внутренние водные пути", задачей которого станет задействование потенциала водного комплекса для повышения экономической связанности страны. Сформировать его планируется в апреле 2021 года. Как отметил замминистра транспорта РФ Юрий Цветков, 60 субъектов РФ имеют выход "к воде", а для 78% территорий водные пути являются безальтернативным видом транспорта и обеспечить связанность регионов без развития водных путей невозможно.

Главная роль у регионов

Именно неравномерность регионального развития транспортной инфраструктуры является главным сдерживающим фактором для развития экономики, показал проведенный в рамках "Транспортной недели" опрос участников отрасли. На первое место ее поставила треть участников, оставив на вторых ролях и последствия пандемии, и необходимость обновления парка транспортных средств, и необходимость увеличения инвестиций в отрасль.

Как рассказал первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, именно вопросы доступности выходят сегодня на первый план, так как развитие целого ряда регионов сдерживается из-за неразвитости транспортной сети. Прежде всего касается Восточной Сибири и Дальнего Востока. А вторым важным приоритетом, по мнению Белоусова, является скорость перевозок. "Потому что то, что у нас пассажир едет от Москвы до побережья Черного моря, в Крым, в Краснодар иногда более 30 часов, до 35 часов. […] Это конечно большая проблема, так быть не должно", — пояснил он. Но решения этих проблем очень капиталоемкие. Поэтому главный вызов перед отраслью, по мнению Белоусова, стратегический, в том чтобы найти баланс между доступностью, безопасностью, скоростью и ценой.

Дороги объединяют

Как отметил руководитель рабочей группы Госсовета по направлению "Транспорт" и глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, различия между регионами обусловлены во многом их географическим положением и историческим развитием, и эти различия никогда нельзя будет выровнять окончательно. К примеру, на Дальнем Востоке, более востребованы авиаперевозки, в центральном регионе – железнодорожное сообщение, в ряде регионов – водный транспорт. Но, по его словам, автомобильный транспорт востребован везде и всеми. И именно инициированным президентом РФ нацпроектом "Безопасные и качественные автодороги" ставится задача выровнять условия использования дорог. Как напомнил Цыденов, к 2024 году 85% дорог в городских агломерациях и 50% региональных должны быть качественными, и эта цель не изменилась, несмотря на ситуацию с пандемией. При этом качество дорог стало отдельным показателем для оценки деятельности всех губернаторов.

Валерий Матыцин/ТАСС

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

11 НОЯБ, 10:08

Центральная кольцевая автодорога: участок от М-11 Центральная кольцевая автодорога: участок от М-11 "Нева" до М-7 "Волга"

Важность развития дорожной сети подчеркнул и вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. "Дорожники не только не сбавили темпы работ по сравнению с прошлым годом, но и перевыполнили планы", - подчеркнул он на совещании об итогах реализации нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги", состоявшемся в рамках форума. "На сегодняшний день вместо 6 тыс. объектов в нормативное состояние приведено 7 тыс. объектов, вместо 123 млн кв. м асфальтобетонного покрытия уложено 142 млн кв. м", — отметил он. Это стало возможным благодаря тому, что регионы в 2020 году получили дополнительно 100 млрд рублей из федерального бюджета на досрочное выполнение работ по нацпроекту. При том, что изначально на реализацию БКАД в бюджете было предусмотрено 82 млрд рублей.

В результате ускорено было строительство сотни инфраструктурных проектов, среди которых такие крупные как строительство моста через реку Шексну в Череповце, Северного обхода Калуги и дороги Нарьян-Мар – Усинск. Кроме того, за счёт дополнительных средств на год раньше начато строительство нового моста через реку Зею в Благовещенске.

Дальнейшее переформатирование дорожного нацпроекта еще в большей степени затрагивает вопросы выравнивания региональных различий. Как напомнил заместитель министра транспорта РФ — руководитель Росавтодора Андрей Костюк, с 2021 года в БКАД войдут два новых федеральных проекта: "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях" и "Развитие федеральной магистральной сети". А в проект "Региональная и местная дорожная сеть" включат ремонт аварийных и предаварийных мостов и строительство путепроводов. При этом одним из показателей нацпроекта впервые станет удовлетворённость граждан качеством автомобильных дорог, безопасностью дорожного движения и качеством транспортного обслуживания пассажирским транспортом.

Международная конкуренция

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

11 НОЯБ, 10:00

Дорога на глубине 60 метров: как идет строительство Восточного выезда из Уфы Дорога на глубине 60 метров: как идет строительство Восточного выезда из Уфы

Глава Центра стратегических разработок Владислав Онищенко отметил, что развитие городской транспортной инфраструктуры и экспорт – основные драйверы экономического роста в России на протяжении ближайших лет. А потому важно смотреть не только внутрь страны, но и оценивать позиции России на международном рынке транспортных услуг. Он напомнил, что многие страны сейчас пошли по пути развития транспортной инфраструктуры. И торговые коридоры, пролегающие через Россию не единственные на международной арене, а потому важно вкладывать средства в развитие их инфраструктуры с опережающими темпами.

Валерий Матыцин/ТАСС

Статс-секретарь — заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев, подводя итоги форума подтвердил, что интерес со стороны зарубежных партнеров России к возможностям транзита огромный. Он отметил, что одно из решений, принятых правкомиссией по транспорту в ходе форума, к июлю следующего года на базе коридора "Европа – Западный Китай" отработать типовую модель взаимоувязки существующей инфраструктуры (трассы М-11, ЦКАД)и новых проектов КПМИ (таких как трасса Москва – Казань), с тем чтобы коридоры уже начинали работать эффективно.

Заданные транспортной отрасли векторы развития по развитию опорной сети автодорог, водных путей, высокосортного железнодорожного движения, грузовых коридоров - одни из самых грандиозных решений последней четверти века, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин. А то, что транспортной отрасли России удалось пройти пандемический стресс-тест, по его мнению, позволяет рассчитывать, что накопленный опыт и сплоченность отрасли позволит решить поставленные задачи.

Даниил Шабашов