Статья

11 НОЯБ, 10:00

Дорога на глубине 60 метров: как идет строительство Восточного выезда из Уфы

Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" выяснил, с какими сложностями приходится сталкиваться при реализации проекта и какой эффект он даст всему федеральному округу

Россия не откажется от планов развития транспортной инфраструктуры, несмотря на вызванные пандемией коронавируса сложности, заверил недавно иностранных инвесторов президент РФ Владимир Путин. Ведь вложения в инфраструктуру власти рассматривают как залог будущего восстановления экономики. Однако в такой ресурсоемкой среде без внебюджетных источников, то есть частных инвестиций, не обойтись. Успешный пример партнерства государства и бизнеса — ведущееся по концессии строительство нового автомобильного выезда из Уфы на трассу М-5 "Урал" в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" проверил, как идут работы, а также выяснил, с какими сложностями приходится сталкиваться при реализации проекта и какой эффект он даст всему Поволжью.

Пятнадцать лет ожидания

Восточный выезд из Уфы — один из самых масштабных инфраструктурных проектов Башкирии и всего Поволжья. Строить его начинали еще в 1992 году с 1,2-километрового тоннеля под центром города на глубине до 60 м. Правда, в 2007 году стройку пришлось законсервировать, однако в 2017 году проект получил вторую жизнь благодаря заключенному на 25 лет концессионному соглашению между Башкирской концессионной компанией (БКК) и Республикой Башкортостан на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Основные участники БКК — "ВТБ инфраструктурный холдинг" и турецкий строительный и инвестиционный холдинг Limak Group.

Современный проект предполагает, что в тоннель зайдет проходящая сейчас прямо через город трасса М-7. Через реку Уфу перебросят 2,7-километровую эстакаду, а заодно проложат скоростную автодорогу до федеральной трассы М-5 "Урал". Общая протяженность всех этих дорог составит 14 км.

Трасса в тоннеле станет четырехполосной — по две полосы в каждую сторону — и выйдет к укрепленному берегу реки, где уже начали обустраивать фундамент для будущих опор моста. Встречные потоки автомобилей в тоннеле будут отделены друг от друга бетонной конструкцией. А проехать по новой трассе автомобилисты смогут уже в конце 2023 года.

Основная цель Восточного выезда — разгрузка существующей дорожной сети и повышение доступности территорий, расположенных за рекой Уфа. "Связь Уфы с южной, юго-восточной частью города осуществляется только по двум транспортным магистралям, их заложенные проектом пропускные способности не исчерпаны, но находятся в критическом состоянии, нужны новые пути сообщения, — пояснил начальник производственно-технического отдела Транспортной дирекции Башкирии Кирилл Никулин. — Также Восточный выезд позволит соединить федеральные трассы М-5 и М-7, которые идут в обход города, это сократит время в пути примерно в полтора раза и уменьшит расходы на логистику".

Генеральным подрядчиком проекта выступает турецкая компания "Лимакмаращавтодороги".

"Когда мы выбирали партнера для строительства Восточного выезда, мы уделили особое внимание тому, чтобы генподрядчик имел опыт именно в строительстве автодорожных тоннелей, потому что это самое сложное здесь сооружение", — пояснил решение гендиректор БКК Асабали Закавов.

Работа круглые сутки

Сейчас на строительной площадке круглосуточно идут буровые работы, а своды тоннеля, проходящего под улицей Менделеева в Уфе, укрепляют. В одном из стволов тоннеля работает горизонтальная буровая установка. Воздух сюда поступает снаружи по специальным вентиляционным каналам. Внутри пока сыро и прохладно.

"Пробить" тоннель со стороны Восточного портала (в районе правого берега реки Уфы) планируется до конца года. "Тоннель сооружается в сложных геологических условиях, и при выборе технологии строительства этого объекта было отдано предпочтение новоавстрийской методике. Ее особенность в том, что на первом этапе сооружаются опережающие штольни, за ними — элементы постоянной крепи, а впоследствии, опять же с учетом сложных геологических условий, сооружается тоннель на полное сечение, и он как бы поглощает опережающие штольни. Средняя скорость проходки у нас заложена небольшая — от 1 до 2,5 м в сутки", — рассказал представитель технического заказчика проекта ООО "ПУСК" Павел Шаповал.

Ильфат Кинзябаев/ТАСС

Проходка ведется в несколько этапов, с использованием отечественной гидроизоляции, металлопроката, деформационных швов, добавил Шаповал.

Мост длиной 472 м будет монтироваться методом надвижки.

"Надвижка металлоконструкций начнется после предварительной укрупнительной сборки. Также интересно, что на мосту не будет бетонных плит, асфальт укладывается на саму конструкцию, это позволит уменьшить нагрузку", — рассказал заместитель директора проекта Себахаттин Давут.

Чтобы соблюсти технику безопасности и не навредить окружающей среде, строители используют шпунтовые ограждения, рассказал заместитель главного инженера ООО "Лимакмаращавтодороги" Алексей Хавилов: участок огораживают надежным металлическим забором, который примерно на 5 м уходит под воду. Затем вода внутри соединенных шпунтов откачивается.

"Мы погружаем шпунтовое ограждение, далее откачиваем всю воду, вывозим ее на полигон и приступаем к сооружению буронабивных свай. Верхняя отметка шпунтового ограждения находится где-то на 1,5 м выше поверхности воды. Вместе с Башгидрометом мы постоянно мониторим уровень реки, это позволит нам в случае его повышения оперативно принять меры для обеспечения экологической безопасности", — рассказал Хавилов.

Проблемы и их решение

Есть и сложности, с которыми сталкиваются строители тоннеля: прокладка идет через инженерные коммуникации живущего города. Верно прочертить путь помогают местные ресурсные компании и администрации.

Решают инженеры проекта и проблему карстовых пустот, распространенных в Уфе.

"Под тоннелем имеются карстовые пустоты, поэтому во время проведения работ мы постоянно берем образцы и смотрим состояние грунтов. В проекте предусмотрено несколько технологий укрепления грунтов — сооружение грунтоцементных свай, тампонаж в основание опор, мы используем все доступные современные технологии для обеспечения безопасности строительства", — пояснил директор проекта Нахит Четин.

"Мы начали процесс закрепления грунтов путем сооружения грунтоцементных свай, для обеспечения безопасности проведения работ необходимо убедиться в прочности закрепления грунтов в сводовой части. Нашим приоритетом является безопасность, у нас есть полный перечень оборудования, машин и механизмов для выполнения работ. В нашем штате персонал со специализированным горным образованием, также сейчас мы привлекаем узкоспециализированных специалистов из Турции для управления машинами и механизмами. Во время выполнения работ нас консультируют эксперты международного уровня и ученые из Москвы", — добавил Четин.

Для укрепления грунта и предотвращения оползней на склоне берега, куда выходит тоннель, строители пробурили 177 скважин глубиной до 40 м. Здесь, по сравнению с первой площадкой, процесс идет оживленно: много людей и техники. Стабилизировать грунт будут и под шестью опорами моста, две из которых находятся в воде.

Кроме того, в ходе работ были обнаружены два объекта культурного наследия, сейчас их изучают ученые.

"В полосу постоянного отвода попадают два объекта культурного наследия — селища Федоровка-2 и Елкибаево-1, которые обнаружены в 2017 году в ходе работ по строительству выезда. Предварительно, они датируются начиная с эпохи Средневековья и заканчивая XVIII–XIX веками. На данный момент мы обнаружили фрагменты костей, керамические и металлические материалы", — рассказал преподаватель Башкирского государственного педуниверситета Николай Щербаков.

Специалисты обнаружили пока около 50 археологических находок. В раскопках помогают студенты педуниверситета. Найденные предметы вскоре передадут в музей.

ГЧП, кредиты и экономический эффект

Такой масштабный проект не мог быть дешевым, а потому в регионе изначально разрабатывали вариант строительства по концессии, то есть на условиях государственно-частного партнерства. Проект включен в Общенациональный план действий по восстановлению экономики. Осенью правительство согласовало выделение 2 млрд рублей из федерального бюджета, а частные инвесторы привлекли в банках еще 11,56 млрд рублей, чтобы перейти к активной фазе строительства.

Стоимость объекта составляет 33,5 млрд рублей при общих расходах 40 млрд рублей, из которых почти 30% — кредитные средства. При этом проект будет окупаться, ведь проезд по тоннелю будет платным, но не дороже 150 рублей.

"Восточный выезд" — крупнейший инфраструктурный проект во всем Приволжском федеральном округе. "Строительство таких объектов имеет важное значение для социально-экономического развития региона, это открывает новые возможности для строительства жилья, это налоги, которые платят подрядные организации, и занятость населения, — подчеркивает гендиректор БКК Асабали Закавов. — Хочу отметить, что на сегодняшний день более 300 жителей республики работают на объекте, в целом с развитием проекта количество задействованных в работах людей будет достигать 1,3 тыс. человек, из них половина — жители Башкирии. Кроме того, мы активно ведем работу по заключению контрактов с предприятиями, которые зарегистрированы и работают в Республике Башкортостан. В течение стройки планируется заключение контрактов на общую сумму около 5 млрд рублей".

Ильфат Кинзябаев