Интервью

16 НОЯБ 2019, 16:26

​Диплом и опыт: что необходимо творческим людям, чтобы получить работу мечты

Руководитель отдела кадров Музея современного искусства в Нью-Йорке Одесса Мацубара рассказала, как устроено обучение для работников культуры в США, что является ключевым фактором для трудоустройства в этой сфере и что должен уметь современный музейный куратор
Руководитель отдела кадров Музея современного искусства в Нью-Йорке Одесса МацубараРуководитель отдела кадров Музея современного искусства в Нью-Йорке Одесса Мацубара Александр Земляниченко/ТАСС

Одной из самых обсуждаемых тем на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме (ПМКФ), завершающем свою работу сегодня, стало профессиональное образование и дальнейшее трудоустройство творческих кадров. В рамках панельной дискуссии "Творческие люди культуры: где учиться и как работать?" российские специалисты обменялись опытом с зарубежными гостями форума. Одна из участниц - руководитель отдела кадров Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) Одесса Мацубара - рассказала порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, как устроиться на работу в престижный музей и какие навыки творческих сотрудников востребованы в современном обществе.

- В России сейчас реализуется национальный проект "Культура", в рамках которого проводятся курсы повышения квалификации для творческих работников. Проходят ли у вас подобные курсы?

- Да и нет. Этим занимается сторонняя организация CCL (Center for Creative Leadership – прим.ред.), они специализируются на курсах для кураторов и на лидерских тренингах. Очень редко у музея есть своя программа повышения квалификации. Обычно мы отправляем сотрудников на эту программу CCL, или проводим какие-то короткие модули в нашем музее, например, если это недельный курс, то может их него двухчасовую лекцию они прослушают у нас. Вот настолько они короткие. У нас есть более интенсивные курсы для менеджеров, потому что их мы составляем сами.

- Как часто нужно повышать квалификацию работникам культуры?

- Это сложный вопрос. Зависит от того, говорим мы о технических навыках или о навыках работы с людьми.

- В первую очередь, о работе с людьми.

- У нас в музее есть ежегодные курсы, которые мы проводим. Это интенсив, который идет целый день, и раз в квартал мы организуем дополнительный курс к нему для закрепления.

- Каковы основные критерии для трудоустройства в сфере культуры сегодня и насколько большую роль играет образование?

- Если речь идет о кураторской музейной сфере, то там даже на младших позициях необходимо образование в искусстве – минимум бакалавр по специальности история искусств, но обычно магистерская степень или докторская. Также у соискателей должен быть опыт в их узкой области. Например, нужно быть экспертом в фотографии или в изобразительном искусстве. Иногда кто-то на начальной позиции может оказаться и со степенью бакалавра, но для того, чтобы расти в карьерном плане в дальнейшем им понадобится более высокая степень. То есть они не обязаны ее получать, но без этого будет очень трудно развиваться.

Владимир Гердо/ТАСС

- Какие навыки необходимы современным работникам культуры?

- Для административной работы – финансы, кадры, инвестиции – необходим опыт работы. Без этого даже на базовые должности мы практически не нанимаем. Это 5-7 или даже 10 лет работы на аналогичной должности в другом крупном учреждении. Им не обязателен опыт именно в сфере искусства или в культурных организациях, но им необходим интерес. Если речь о кураторских работниках, то есть четыре позиции: ассистент – без опыта работы, но с базовым образованием, после четырех лет на этой позиции, если есть открытая вакансия, то вы становитесь помощником куратора, тут срок пребывания пять лет, после этого вашу кандидатуру могут рассмотреть для повышения и если вы хороши, то можете стать младшим куратором, и еще через пять лет, если вы справляетесь и есть позиция, то станете куратором. Поэтому люди в сфере кураторства так много лет проводят в музее.

- То есть все дело во времени?

- Во времени и в том, на чем хочет сфокусироваться музей. Например, если это современное искусство, то необходим специалист по визуальным перформансам. Если в музее хотят в следующие пару лет сделать выставку, посвященную живым перформансам, то будут искать сотрудника, который специализируется именно на этом. Но если такого опыта нет, то придется начинать с самого низа.

- Тренд на образование для взрослых как-то может поменять эту ситуацию?

- Сейчас активно развивается новая сфера медиаперформанса. Людям, которые этим занимаются, необязательно иметь кандидатскую степень, потому что это настолько новая область. Но ключевым фактором на сегодняшний день все равно остается опыт работы.

В рамках федерального программы "Творческие люди" национального проекта "Культура" к 2024 году повышение квалификации пройдут 200 000 творческих и управленческих кадров в сфере культуры. Обучение будет проводиться на базе 15 центров непрерывного образования.

Алена Шаповалова, Анна Михайлова (Санкт-Петербург)

Теги