Статья

15 СЕНТ, 10:00

"Бурлаки" в Арктике: как российские вездеходы тянут ношу в любых условиях

О том, как хобби из небольшой мастерской Екатеринбурга переросло в бизнес для просторов Арктики рассказывает портал "Будущее России. Национальные проекты"

"Вездеходы Макарова", компания, разработавшая снегоболотоход "Бурлак" для условий Крайнего Севера, в 2020 году планирует открыть новую площадку для производства в Курганской области. Проект, изначально создававшийся как хобби, вырос в значительный бизнес всего за четыре года. Популяризировать образ уральских предпринимателей-новаторов, что является составляющей нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство", помогают экспедиции по российской Арктике, о последней из которых вышел документальный фильм "Север рядом". Как удалось создать компанию и наладить производство, выяснял корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС.

Любовь к Северу

Компания выросла из небольшой мастерской в Екатеринбурге, в которой проектировал и собирал машины конструктор Алексей Макаров. Он мечтал отправиться в экспедицию на Крайний Север на одной из своих машин. Будущий вездеход, предшественник "Бурлака", должен был быть комфортным в суровых условиях Русского Севера.

"Я увидел в интернете Алексея Макарова - это человек, который живет в Екатеринбурге и придумывает вездеходы. Съездил к нему, познакомился. У него был в зачаточном состоянии проект "Бурлак", который тогда назывался "Шатл". Мы объединились - его идея, мои деньги. У него сразу была идея съездить на Северный полюс на машине, которую он создаст", - рассказывает Максим Белоногов, основатель сервиса заказа такси "Максим".

Съездить на Север было и его давней мечтой. "Машину он создал, на полюс мы так и не доехали, а вот машину начали продавать, - смеется Максим. - Но мы не теряем надежды съездить на полюс".

Белоногов вложил в идею арктического снегоболотохода деньги, а через год создал новую компанию - "Вездеходы Макарова".

Прототип вездехода "Бурлак" был построен в 2016 году. Тогда, рассказывает коммерческий директор компании Роман Панкратьев, вездеходный рынок был развит неплохо, но в основном конкуренты создавали габаритные вездеходы. Создатели "Бурлака" решили сосредоточиться на проходимости и комфорте, за счет этого вездеход получился вместительным, но не габаритным. За построенной машиной закрепилось название "Бурлак" - потому что тянет свою ношу в любых условиях.

"Одно из важных преимуществ нашего вездехода - его универсальность. У нас есть разные модели и модификации машины. "Бурлак" можно использовать и для перевозки грузов, и для перевозки пассажиров, и просто для путешествий по красивым, но недоступным обычным машинам местам", - рассказывает Панкратьев.

Первый автомобиль собирали втроем: Макаров, его сын и друг. Сейчас над одной машиной работают порядка 30 человек.

"Бурлак - это такой человек, который тянет баржу, тяжелый труд. Наша машина тоже может тащить большие грузы на большие расстояния, при этом в условиях Крайнего Севера, - рассматривая машину, рассказывает Алексей Макаров. - У Севера есть своя специфика, это надо почувствовать. Сложности там стандартные: большие расстояния и очень низкие температуры".

Собранная в 2016 году машина стала родоначальником нового класса многоцелевых российских арктических вездеходов, однако она оказалась слишком тяжелой. Через некоторое время появилась вторая версия, она стала легче на полторы тонны и мощнее.

Испытания второй версии "Бурлака" проходили в феврале - марте 2017 года, команда прошла через Инту и Воркуту в Республике Коми до Байдарацкой губы - одного из крупнейших заливов в Карском море - и обратно в Екатеринбург через Лабытнанги в Ямало-Ненецком автономном округе. В это же время была успешно протестирована грузовая версия "Бурлака". Благодаря шинам низкого давления вездеход не повреждает почвенный покров и подходит для эксплуатации в заповедниках и других закрытых для въезда местах. Внутри вездехода в некоторых комплектациях, например, экспедиционной, расположены кухонная и спальная зоны.

Прошлой зимой разработчики решили проверить машину в Российской Арктике: они доехали из Екатеринбурга до Чукотки, ехали даже по льду Северного Ледовитого океана в 100 км от берега - без дозаправки машина шла около двух недель. Ближайшая северная экспедиция будет нескоро: производство расписано на полгода вперед, времени на сборку машин для себя просто нет.

"Вот эта машина, - показывает Алексей Макаров на "Бурлак", стоящий у двери цеха, - собрана на 99%, - он забирается в салон, где спокойно может стоять в полный рост. - У нас пока маленькое производство, не поточное, поэтому мы имеем возможность вносить изменения под запрос заказчика".
Пресс-служба компании «Вездеходы Макарова»

Большая, но комфортная машина

Уже через год компания выходит на серийное производство, а в 2018-м расширяет линейку до грузового и промышленного вездеходов. Уже в 2020 году "Вездеходы Макарова" предлагают 13 различных моделей своей машины: вездеход для спасателей, врачей скорой помощи, вездеход с буровой установкой, мастерская, поисково-спасательный автомобиль и другие.

Каждая машина после сборки проходит обкатку - это порядка пяти часов непрерывной работы двигателя, пока идет притирка узлов. После этого "Бурлак" еще раз проверяют, протягивают, а если есть недочеты, их устраняют.

"Перед продажей мы часто устраиваем тест-драйвы для клиентов. Если говорить глобально, то у нас было несколько экспедиций на Крайний Север, после которых мы дорабатывали конструкцию вездехода, делали его лучше исходя из полученного опыта. Мы постоянно стараемся самостоятельно испытывать технику в сложных погодных условиях и поддерживаем обратную связь с клиентами - они тоже хорошо идут на контакт, делятся своими впечатлениями, поэтому работа по совершенствованию машины идет постоянно", - отмечает коммерческий директор компании.

При этом, поясняет собеседник портала, "наши люди привыкли", что вездеход - это не самая удобная машина, она нужна только для того, чтобы доехать из пункта А в пункт Б. "Бурлак" же справляется с этой задачей, оставаясь комфортным. В вездеходе вполне можно передвигаться и отдыхать, даже обслуживать его удобно, потому что доступ почти ко всем узлам есть из салона машины.

"Там, где раньше люди пытались предугадать погоду, смотрели, сколько выпало снега, прикидывали, сколько времени понадобится, чтобы проскочить сложный участок, теперь они просто садятся в машину и едут, когда это нужно. Нам кажется, это прекрасный результат, и, повторюсь, это мнение не единичное", - говорит Панкратьев.

"Бурлак" покоряет Север

Конвейер не останавливается - заказы на машины есть на несколько месяцев вперед, а поступают, как отмечают в компании, от нефтегазодобывающих предприятий, геологических, транспортных и строительных компаний. Также вездеход покупают путешественники, рыбаки и охотники.

Компания активно пользуется социальными сетями для продвижения своего товара.

"ВКонтакте", YouTube, Facebook, Instagram, Twitter, Яндекс Дзен - мы представлены на большинстве популярных ресурсов. "ВКонтакте" больше рассчитан на русскую аудиторию, а в Instagram, например, у нас много иностранных подписчиков. Стараемся регулярно обновлять новостные ленты, работаем с подписчиками, отвечаем на вопросы. Есть и свой сайт, где клиенты могут получить всю необходимую информацию о наших вездеходах на двух языках", - отмечает Роман Панкратьев.

Первым заказчиком, вспоминает директор, были путешественники из Латвии, которые приобрели машину для экспедиций. "Во время первой экспедиции на Карское море они встретились с нами, увидели "Бурлак" и сразу захотели купить. Тогда-то мы и поняли, что "Бурлак" должен производиться серийно. Наши вездеходы работают на Чукотке, Таймыре, Кольском полуострове, в Якутии. В прошлом году "Бурлак" отправился в Антарктиду, где его используют для работ по реконструкции станции "Восток". Вездеход отлично зарекомендовал себя, и скоро в Антарктиду мы отправим еще несколько "Бурлаков", - добавляет Панкратьев.

В Антарктиде вездеход курсирует между прибрежной станцией "Прогресс" и "Востоком", а это более 1400 км в одну сторону. Машина задействована под перевозку специалистов и рабочих бригад, а также грузов. Разработчики отправили в Антарктиду машину в экспедиционной модификации с некоторыми усовершенствованиями: установленные в вездеход стеклопакеты снабжены функцией компенсации внутреннего давления через клапан. На высоте 3500 м давление значительно меньше, что ведет к проблемам внутри герметичного стеклопакета. Если давление внутри него не сбрасывать, стеклопакет просто разорвет - избежать этого и помогают клапаны.

На производство одной машины вначале уходило до трех месяцев, сейчас за это же время компания производит три снегоболотохода. Темпы производства планируется наращивать и дальше. Есть большая заинтересованность со стороны зарубежных клиентов, в прошлом году Роман с рабочим визитом посетил Объединенные Арабские Эмираты. Представленный партнерам "Бурлак" вызвал интерес, сейчас компания приступила к разработке машины для эксплуатации в жарком климате. Ранее уже поступали такие запросы из Вьетнама и Северной Америки.

Пресс-служба компании «Вездеходы Макарова»

Уже разрабатывается вездеход для работы в условиях высоких температур.

"Нужно внести некоторые корректировки в конструкцию вездехода. Будет переработана система охлаждения двигателя, необходим другой состав шин, другие горюче-смазочные материалы, другая система внутреннего кондиционирования", - поясняет директор компании.

Сложностей с развитием проекта не было, признается Максим Белоногов. Машина, разработанная Макаровым, комфортна и проходима, но в одиночку конструктору было бы сложно продвигать такой проект. Для этого необходимы деньги. Можно брать кредиты, но, чтобы это сделать, нужно быть авантюристом, считает Белоногов. Только под одну идею кредит никто не дает, можно заложить квартиру, но денег все равно требуется гораздо больше. А если дело не "выстрелит", можно остаться ни с чем.

В 2020 году компания подошла к точке безубыточности и вышла на самоокупаемость за счет продажи машин. За это время было выпущено 22 "Бурлака", еще три находится на этапе сборки. Некоторые технические решения, использованные в "Бурлаке", сейчас в стадии патентования.

Отечественные детали

"Бурлак" не привязан к иностранному производству. Машину создавали "для себя", поэтому выбирали детали получше и поближе. На Крайнем Севере не всегда удается достать импортные запчасти, зато всего найдутся отечественные. Поэтому ситуация с пандемией нового коронавируса не повлияла на бизнес.

"Да, небольшие сложности мы испытываем. Некоторые сделки сейчас на паузе, но в целом производство работает в том же ритме, у нас достаточно клиентов, и мы рассчитываем, что скоро все вернется в привычное русло", - отмечает Панкратьев.

Недавно вездеход "переобули" из импортных шин в отечественные, которые появились на рынке. Они оказались лучше и опять-таки ближе.

Даже в сложных условиях "коронакризиса" "Вездеходы Макарова" стараются не забывать про концепцию "машина для людей". Цены на их продукцию остаются на уровне 2019 года, в то время как у конкурентов растут. Вездеход продается за 5,8 млн рублей и дороже в зависимости от комплектации.

"Мы положительно оцениваем попытки государства помочь малому и среднему бизнесу и готовы принять помощь со стороны. Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство" направлен на увеличение количества индивидуальных предприятий и стимулирование уже существующих, для этого принимаются вполне действенные меры. Это и выдача кредитов на льготных условиях, и налоговые послабления, и создание системы поддержки фермеров. Все эти шаги косвенно помогают нам, потому что много наших машин покупают представители малого и среднего бизнеса. Если у них будет возможность брать кредиты на льготных условиях, развивать свое производство, увеличивать мощность, то и на наши вездеходы будет устойчивый спрос", - уверен коммерческий директор.

Ситуация с коронавирусом помогла найти машине еще больше возможностей для применения. Например, разработчики анонсировали новую "ковидную" комплектацию - модель предназначена для эвакуации, транспортировки больных и оказания медицинской помощи на труднопроходимых и отдаленных территориях. Вездеход можно оснащать медоборудованием для интенсивной терапии, комплексами ИВЛ.

В планах компании расширить производство - в ближайшее время цех по сборке снегоболотоходов будет открыт в Кургане. Это позволит значительно увеличить количество выпускаемой техники. А цех, который сейчас действует в Екатеринбурге, полноценно перейдет в статус конструкторского бюро.

Виктория Ивонина (Екатеринбург)