6 декабря

16:39

Правительство перевело земли вокруг Красинского водохранилища Калмыкии в водный фонд

16:27

Старшее поколение

К проекту "Старшее поколение" в 2020 году присоединится 61 регион

16:21

Отказ от курения

Минздрав РФ поддерживает запрет продажи никотиносодержащих смесей

16:15

Подмосковье представило Минстрою данные для расчета индекса "IQ городов"

16:10

Мастерские по IT и большим данным появятся в Пензенском госуниверситете по нацпроекту

15:50

Усадьба удмуртского Деда Мороза первой в регионе отказалась от пластика на мероприятиях

15:44

Власти КЧР: 80% жителей будут обеспечены качественной питьевой водой к 2024 году

15:36

"Уралкалий" предложил использовать средства ФНБ для проекта в Анголе

15:22

Песков: в Кремле не обсуждалась идея выравнивания зарплат учителей по всей стране

15:17

Система непрерывного мониторинга качества воздуха в Новокузнецке заработает весной 2020 года

15:14

В Ингушетии намерены снизить младенческую смертность в 2020 году до 5%

14:46

Тульские власти выделят на чистую воду полмиллиарда рублей

14:31

Филиалы перинатального и сосудистого центров откроют в Тверской области до 2024 года

14:03

Сотрудники астраханской госавтоинспекции получили патрульные машины по нацпроекту

13:59

Нацпарки

Власти Ставрополья рассказали о планах по развитию Бештаугорского заказника

13:30

Ипотека

На ипотеку для многодетных и проекты в АПК дополнительно выделят 12 млрд рублей

13:21

В правительстве хотят обезопасить данные работников при оцифровке документов

13:18

Глава Минстроя: BIM-технологии станут доступны застройщикам в России за три-четыре года

13:10

Семь нижегородских муниципалитетов получили хорошую оценку по реализации нацпроектов

13:08

Региональная лизинговая компания Крыма примет первые заявки в начале 2020 года

13:02

Обучение цифровым технологиям в 2020 году пройдут порядка 2 тыс. псковских чиновников

12:54

Спорт - норма жизни

Интерактивная карта парков с местами занятия спортом для пожилых людей появилась в Москве

12:38

Сопредседатель ОНФ в Самарской области предложил внедрить непрерывное обучение врачей по нацпроекту

12:35

​Названы "герои нашего времени" по мнению россиян

12:25

Первый центр цифрового образования детей "IT-куб" появится в Смоленске в 2020 году

12:15

Якушев: меры поддержки небольших застройщиков в РФ обсудят на президиуме по нацпроектам

12:12

Интернет придет в сельские дома Псковской области благодаря подключению к сети соцобъектов

12:01

Спорт - норма жизни

Спортплощадки для подготовки к сдаче ГТО построены в половине районов Калмыкии

12:00

Директор Русского дома в Берлине: c цифровизацией в Германии почти каменный век

11:36

Расселение аварийного жилья

В Новосибирской области планируют расселить более 600 человек из аварийных домов в 2020 году

11:28

Сахалинские власти намерены создать авиахаб на базе аэропорта Южно-Сахалинск в 2020 году

11:14

Исследование: иностранные студенты ПетрГУ хотят больше изучать русский и культуру региона

10:51

Изменения ПДД

​МВД России выступают против снижения наказуемого порога превышения скорости до 10 км/ч

10:49

Замглавы Минсельхоза: экспорт продукции АПК из России в 2019 году составит $24-25 млрд

10:41

Сбербанк назвал самые распространенные схемы кражи денег с банковских карт

10:32

В Совфеде хотят создать единую систему оплаты труда для учителей

10:10

Водные пути приведут в норматив

10:03

Аптечные сети опасаются закрытия точек продаж из-за отмены ЕНВД и введения маркировки

10:00

Папина дочка: как пятилетняя девочка увлеклась мотоциклами вслед за отцом

09:40

Пациентам крупнейшей больницы Приморья стали выдавать браслеты со штрих-кодами вместо медкарт

09:33

Регионы получат в 2020 году 500 млн рублей на развитие информационных систем

09:30

Таежный атлас: монолог лесника

09:29

Камчатский центр "Мой бизнес" выдал за 1,5 месяца поручительства и займы на 150 млн рублей

09:07

"Ведомости": Минэкономразвития разработало руководства для экспортирующего услуги бизнеса

08:00

Регионы получат 0,5 млрд рублей на развитие информационных систем
5 декабря

20:46

Калининградские врачи получили аппаратуру для диагностики и лечения рака

20:33

Волонтеры

Герои среди нас: в Сочи наградили победителей конкурса "Доброволец России - 2019"

19:19

Россиянам предложили отказаться от салатов с майонезом и колбасой в новогоднюю ночь

18:44

Власти считают, что вывести бизнес из тени на Северном Кавказе помогут льготные периоды

18:23

Саратовская область перейдет на новую систему обращения с ТКО до конца года

14 НОЯБ, 18:41

Ближе к земле: как Россия заработает на экспортных маршрутах

О роли железнодорожного транспорта в российском экспорте и перспективах развития транзитных маршрутов через нашу страну

Еще десятилетие назад логистические потоки из Европы в Азию и наоборот почти целиком шли по морю, в основном через Суэцкий канал. За несколько лет РЖД и ее партнерам по Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК, часть акций компании принадлежит железным дорогам Белоруссии и Казахстана), а также другим российским операторам удалось переманить часть контейнерных грузов на железную дорогу. Предоставление услуг и ж/д инфраструктуры приносит прибыль в российский бюджет: эти доходы входят в категорию "Экспорт услуг", часть национального проекта "Международная кооперация и экспорт".

Теперь Российскому экспортному центру (входит в группу ВЭБ.РФ), таможне и операторам предстоит, используя сформировавшиеся транзитные маршруты, наращивать экспорт товаров в Азию и Европу, рассказали участники сессии "Логистика международной торговли" в рамках форума "Сделано в России". Тормозить процесс могут преобладающий пока бумажный документооборот, отсутствие удобных сервисов и таможенные ограничения, считают эксперты.

Транзит как категория экспорта

Почти все транзитные грузы проходят по территории России через железную дорогу, рассказал порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого выступает агентство ТАСС, генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. Суммарный оборот торговли между странами ЕС и Китаем по итогам 2018 г вырос на 6% по сравнению с 2017 годом и составил 607,5 млрд евро. Для России эта торговля – основной источник транзита, мы забрали на себя 4% от этого объема, а стремимся довести эту долю до 10%, говорится в подготовленном Infranews исследовании контейнерного рынка России за 2018 год, которое имеется в распоряжении портала.

Доминирующее положение на рынке транзитных контейнерных перевозок занимает оператор ОТЛК, но вместе с ним работают и другие российские компании, в частности, Fesco. Они принимают грузы на восточной или западной границе, "пересаживают" их в свой железнодорожный состав, и везут до противоположной границы. При этом отправляющая сторона заполняет таможенные транзитные документы и оплачивает тариф оператора, а также железнодорожный тариф.
По словам Безбородова, ФТС за последние годы значительно усовершенствовала процедуру оформления транзитных документов. Но пока вся документация оформляется вручную и на бумаге, отмечает генеральный директор исследовательского института "Международная торговля и интеграция" Владимир Саламатов. Таможня, заметил он, обещала уже со следующего года перевести всю документацию в электронно-цифровой вид, что должно оптимизировать оформление документов.

Юрий Смитюк/ТАСС

При этом, говорит эксперт Infranews, транзит приносит прибыль РЖД и операторам, позволяет создавать рабочие места и в итоге отражается в статистике как прибыль от экспорта транспортных услуг. А интерес к транзиту подкрепляется и тем, что этот вид перевозок облагается в РФ нулевым НДС.

В дальнейшем транзитные железнодорожные составы могут быть использованы для развития уже не экспорта услуг, а экспорта товаров. Для этого к составу нужно присоединять контейнеры с российскими грузами. Но этому препятствует ФТС, сетует генеральный директор Infranews: если состав обозначен как транзитный, добавить к нему внутренние вагоны нельзя. Эту мысль продолжает Саламатов: "Мы могли бы вставить свои контейнеры в существующий поток из Евросоюза в Китай. Но нет функционирующих транспортно-логистических центров, где мы могли бы это сделать, и Евросоюз существенно загружает обратный поток контейнеров. Сегодня до 87% состава при обратном пути загружается", - рассказывает он.

"Как приложение по покупке авиабилетов"

Наравне с упрощением транзита власти пытаются модернизировать и систему поставки товаров за рубеж. Так, паспорт национального проекта по экспорту предусматривает строительство и ремонт 25 пунктов пропуска через российскую границу. А экспортеры в будущем получат возможность оформлять заявку на транспортировку своих грузов онлайн: Российский экспортный центр запустит со следующего года транспортно-логистический калькулятор, напомнил Саламатов. "Девять российских транспортно-логистических компаний откликнулись на призыв РЭЦ, и в будущем году откроется сервис, когда вы обозначите точку отправки груза и точку получателя, и вам девять транспортно-логистических компаний предложат свои маршруты от отправителя до получателя. Одновременно будет использоваться и механизм ускоренного получения транспортной субсидии", - рассказал он.

Похожую систему тестирует один из крупнейших мировых игроков на рынке контейнерных перевозок, европейская компания Maersk. Прежде оператор работал только "на воде", эксплуатируя парк контейнеровозов. Со временем стало ясно, что все большее развитие получают мультимодальные перевозки, когда клиент отправляет товар "от двери до двери". Теперь Maersk оперирует и автомобильным, и железнодорожным, и морским транспортом, а также запустил приложение Maersk Spot, рассказал генеральный директор Восточного дивизиона группы Жолт Катона. Система работает так же, как агрегатор билетов на самолет, говорит он: выбираются стартовая и конечная точка маршрута, желаемые сроки доставки, количество "пересадок" груза, и система предлагает оптимальные параметры и фиксированный тариф. Такая методика позволит быстро находить оптимальные экспортные маршруты даже компаниям среднего и малого бизнеса, убеждены участники дискуссии.

Исполняющий обязанности директора департамента программ развития Минтранса Сергей Егоршев подтвердил, что один из приоритетов российских властей — это введение электронного документооборота на всех стадиях прохождения грузов, а также унификация товарно-транспортных документов. Россия старается договориться со странами ЕС о введении идентичных стандартов оформления товаросопроводительных документов, говорит он.

Сложности, по его словам, вызывает как раз переход к мультимодальным перевозкам, когда один груз перевозится с применением всех видов транспорта: железнодорожного, автомобильного и морского. Для этого требуется принятие закона о смешанных перевозках, отметил он. Некоторые частные компании уже начинают развивать это направление, предлагая свои мультимодальные услуги, и властям нужно подключиться к этому вопросу, обеспечив формирование единой транспортно-логистической среды. Но эксперт Infranews сомневается в необходимости экстренного перехода на мультимодальность. По его словам, сначала нужно довести до совершенства те механизмы, которые сейчас показывают результат, в частности, железнодорожный транзит. Помимо юридических сложностей, есть и инфраструктурные препятствия на пути мультимодальности, убежден эксперт.

Юния Полякова