Статья

9 окт., 09:30

Актеры с лопатами, директор-контролер: как живет молодежный театр под Новосибирском

Основатель и главный режиссер молодежного драматического театра "На окраине" Александр Кобец рассказал порталу "Будущее России. Национальные проекты", почему в провинциальных городках необходимы театры и чем может помочь национальный проект "Культура" в их развитии

Благодаря федеральному проекту "Культурная среда", входящему в нацпроект "Культура", к 2024 году будет реконструировано или капитально отремонтировано 40 региональных и муниципальных театров для детей и молодежи. В небольшом городе Карасуке, расположенном почти в 400 км от Новосибирска, есть труппа, актеры которой сами убирают снег возле крыльца зимой, грузят тяжелый реквизит в автомобиль во время гастролей и всем коллективом поддерживают в порядке старое здание театра. Основатель и главный режиссер молодежного драматического театра "На окраине" Александр Кобец рассказал порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, почему в провинциальных городках необходимы театры и чем может помочь национальный проект "Культура" в их развитии.

От сельского клуба к театру

Кирилл Кухмарь/ТАСС

Театр находится далеко от центра — когда-то это место было окраиной Карасука, отсюда и название. Сейчас его окраиной не назовешь: рядом торговый центр, дома, магазины. Здание, в котором располагается театр, было построено в 1964 году и долгое время выполняло функцию сельского клуба — центра общественной и культурной жизни. Здесь организовывали танцы, проводили небольшие концерты, сюда же приходили за книгами в сельскую библиотеку.

В небольшом фойе, украшенном фотографиями коллектива, нас встречает главный режиссер театра Александр Кобец. За свою жизнь он успел и поработать учителем физкультуры в школе и директором ДК, и основать собственный театр, на премьеры стабильно собирающий аншлаги. С детства он знал, что хочет работать в культурной сфере: много читал, на лестничной площадке с другом разыгрывал эпизоды из книг, в пятом классе устраивал с ним спектакли и концерты во дворе, наблюдал за выступлениями братьев, которые занимались в народном театре.

"Много ездил в дикой молодости, пытался в Москве поучиться, но не получилось по ряду причин. Рано женился, рано завел первого ребенка. Жили очень бедно, денег практически не было, отчасти поэтому пошел учиться в Алтайский институт искусств. Но театр в большей степени познавал самостоятельно. Дети пошли по моим стопам — здесь у нас целая династия: оба сына, Кирилл и Александр, сноха Наталья. Уже и внучка играла в спектакле", — рассказывает Александр Петрович, знакомя нас с коллективом.

Главный режиссер театра Александр Кобец Кирилл Кухмарь/ТАСС

Зрители в пледах и танцы за краску

Труппа сформировалась в 1995 году и поначалу называлась "Театральная мастерская КАПа" (КАП — инициалы режиссера). Спустя два года коллектив был удостоен звания "народный". Тогда же, в 1997 году, театру дали две ставки — режиссера и заведующего постановочной частью, чуть позже он переехал в собственное здание, в котором изначально не было даже отопления.

"Зарабатывали дискотеками деньги на краску, на пиломатериалы. Вместо кресел, которые есть сейчас, стояли лавки деревянные. Было жутко холодно здесь — люди приходили с пледами на спектакли", — вспоминает основатель.

Постепенно здание удалось привести в порядок, по большей части своими руками. Иногда везло: вместо старых лавок театру досталось 90 черных офисных кресел — просто не пригодилось кому-то. Со временем коллектив сам построил амфитеатр, оборудовал мастерскую, нашел пространство для гримерки, костюмерных и других вспомогательных помещений.

Позже театр стал выезжать на гастроли: сначала по Новосибирской области, затем в Алтайский край, Омскую область, даже Казахстан — Карасук находится недалеко от государственной границы. В 2005 году Александр Петрович смог убедить депутатов горсовета, что Карасуку нужен свой муниципальный театр. Тогда количество ставок выросло до пяти, но и этого оказалось мало: в театрах больших городов, для сравнения, только театральные труппы состоят из 30–40, а порой 50 человек и более. Поэтому артисты в Карасуке — работники универсальные.

Кирилл Кухмарь/ТАСС

Артист, контролер и грузчик

Театр основал свою бесплатную студию для подростков от 12 лет. Сейчас в студии 17 человек, занятия с ними на общественных началах ведут сами артисты. Студийцы тоже безучастными не остаются: во время спектаклей считают за честь постоять в гардеробе. Как поясняет главный режиссер, из желающих принимать пальто у зрителей сформирована целая очередь. Раньше этим занимались сами актеры, не занятые в постановке. В штатном расписании нет контролера, поэтому билеты у зрителей проверяет тот, кто свободен, в том числе и директор театра.

"Приезжаю зимой на работу, а за ночь снегу навалило — не пройти в театр. Беру лопату, иду расчищать. Приезжают артисты, тоже берут лопаты и начинают помогать. Вот так и работаем", — разводит руками Александр Кобец.

В это время артисты, у которых через пару часов должна начаться репетиция, на сцене разбирают реквизит: уносят кровать с панцирной сеткой и огромные, практически в человеческий рост, мягкие игрушки для детского спектакля. Убирают их в специальный контейнер, купленный для хранения: в здании не хватает места под реквизит. Позже возвращаются с новыми коробками, веревками и досками.

"Приезжаем в Купино на гастроли. Артисты, которые задействованы в тяжелейшем спектакле, разгружают, ставят реквизит, быстро переодеваются, наносят как попало грим и бегут на сцену. Спектакль отыграли — быстро переодеваются, снимают опять же как попало грим, тут же, глотнув воды, бегут грузить машину. Потом мокрые до нитки падают в нее и едут домой", — рассказывает режиссер.

В начале 2018 года благодаря помощи депутата законодательного собрания Новосибирской области Александра Кулинича и экс-министра культуры региона Игоря Решетникова театр стал государственным — единственным гостеатром региона, находящимся за пределами областного центра. Александр Кобец надеялся, что это поможет увеличить штатное расписание, но пока желанных изменений не произошло.

Кирилл Кухмарь/ТАСС

Сейчас из восьми артистов двое находятся в декрете. Детям основатель коллектива искренне рад: они станут в будущем и зрителями театра, и, может быть, студийцами, но вот заменить актеров некем, из-за чего сложно обновлять репертуар.

"Люди хотят приехать к нам работать из Барнаула, из Новосибирска — безработных артистов немало. Если нам дадут ставки, мы создадим им все условия, сможем делать два состава. Уникальная вещь — иметь в глубинке профессиональный театр. И если мы сейчас не придадим ему значения, театр погибнет — артисты просто разбегутся", — объясняет режиссер.

Средства на новые возможности

В 2016 году театр стал получать помощь по партийному проекту "Единой России" "Театры малых городов". Обновили световое и звуковое оборудование, купили новый автомобиль для поездок по области, поставили новые удобные кресла — ничуть не хуже, чем в театрах Новосибирска. Режиссер сравнивает участие в проекте со вторым дыханием — до того как появились первые средства, коллектив был на пределе и не всегда верил в то, что у театра есть будущее. По подсчетам Александра Петровича, необходимо увеличить финансирование на 10 млн рублей.

"Это не для того, чтобы набивать карманы. Это для того, чтобы дети ходили в театр", — объясняет он.

Предполагается, что в рамках национального проекта "Культура" к 2024 году театр получит новую площадку в здании Дома культуры железнодорожников (ДКЖ), где и начинал когда-то заниматься коллектив. Для этого нужно, чтобы в городе открылся новый Дом культуры. Но его возведение на десятилетия превратилось в долгострой, а реконструировать имеющееся здание театра местные власти считают нецелесообразным из-за ветхости и небольшой площади. Чтобы разместить в ДКЖ театр, в 2024 году выделят более 225 млн рублей, в основном из федерального бюджета.

Кирилл Кухмарь/ТАСС

"Мне было двадцать. Мы с моей супругой Любовью Николаевной шли по улице из Дома культуры, накрапывал дождик, навстречу бежал председатель райисполкома. Говорит он нам: "Ой, молодежь! Хочу вас обрадовать: вы будете работать в новом Дворце культуры". Мы идем воодушевленные, предвкушаем, как будем работать… И вот мне 60 лет. Здание не достроили до сих пор", — говорит режиссер.

В министерстве культуры Новосибирской области уверены: в 2020–2021 годах долгострой удастся завершить. Это откроет перед театром «На окраине» значительные перспективы, говорит Кобец.

"Если когда-нибудь переедем, это даст большие возможности для развития. Не только потому что площадь будет больше. Нам не нужен огромный зал — в городе живут 28 тыс. человек, мест и сейчас хватает. Но мы сделаем арт-кафе, где наши актеры будут играть на музыкальных инструментах для зрителей, как, например, в театре "Красный факел". У нас будет больше места для работы студии, размещения реквизита, тех же гримерок — сейчас она одна на всех», — говорит он.

Кирилл Кухмарь/ТАСС

Пока главным местом для репетиций, занятий со студийцами и другой работы остается сцена, что сильно ограничивает коллектив в деятельности.

Театр для будущего

Некоторые из выпускников школ как в Карасуке, так и в других районах области отправляются в областной центр — Новосибирск. Поступают в вузы, заводят семьи, остаются жить в большом городе. К этому стремятся многие молодые люди, считая жизнь в мегаполисе более престижной. Но не все находят свое место в столице региона. Ежегодно театр "На окраине" проводит акцию для молодежи, чтобы объяснить: вернуться домой в такой ситуации ничуть не хуже, чем остаться.

"Артисты бесплатно играют для них спектакль и говорят: ребята, это ваша малая родина. Здесь есть театр — точно так же, как в городе. И если вдруг у вас там что-то не получится — не смогли поступить, ну бывает такое, — помните о том, что всегда можно вернуться и быть полезным и нужным на своей родине. Чтобы эта мысль закрепилась, чтобы человек подумал: почему бы не жить здесь?" — объясняет Александр Петрович.
Кирилл Кухмарь/ТАСС

Эта идея близка и членам коллектива. Сын основателя театра Кирилл Кобец признается, что и у него бывали мысли махнуть рукой и все бросить, уехать из Карасука.

"Но спустя некоторое время эти мысли уходили, ведь я нужен здесь, здесь моя семья. Да и театр стал для меня домом, а когда уезжаешь куда-то, всегда хочется домой", — говорит Кирилл.

Наталья Покидова