МОСКВА, 21 августа. /ТАСС/. Российские учителя не интересуются современными технологиями обучения, а также не умеют организовать исследовательскую и групповую работу школьников. Такие выводы приводятся в исследовании Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, имеющемся в распоряжении ТАСС.

Эксперты вуза приводят 10 методических затруднений и проблем учителей.

"С явным отрывом в десятке лидирует отсутствие у педагогов потребности и интереса к использованию новых технологий и недостаточная компетентность в теории технологизации образования. Третье место рейтинга поделили, в том числе, "неумение организовать исследовательскую, самостоятельную, проектную, групповую работу школьников" и "незнание технологии экспериментальной и исследовательской педагогической деятельности", - говорится в исследовании.

Также опрошенные учителя не знают о методах саморегуляции и самоуправления эмоционально-психологическим и физическим состоянием, не умеют адаптировать новую информацию о технологиях обучения к своей профессиональной деятельности, ограничены в возможности прохождения методических стажировок, а также не знают методик педагогической диагностики, снятия стрессов и тревожности у школьников.

Нехватка времени

Согласно анализу данных, преобладающими в школе остаются старые классические методы преподавания, несмотря на требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО), которые ориентированы на использование новых технологий. Учителя отдают предпочтение традиционным урокам, а инновационной форме занятий отводят лишь 38% учебного времени, тогда как хотели бы - 60%.

Причину такой нестыковки авторы исследования видят в острой нехватке времени у учителей. Если на приготовление к традиционному уроку учителя тратят в среднем 40% своего рабочего дня, то к инновационному уроку готовятся в среднем на 20% дольше. Высоки временные затраты и на "подготовку практических занятий" (49%), "организацию компьютерного и интерактивного обучения" (42%), отмечается в исследовании. Меньше всего педагоги тратят на подготовку лекций и домашних заданий обучающимся.

Высокие по времени затраты на подготовку вызваны, по предположению ученых, сложностью инновационных уроков и отсутствием необходимой компетентности у преподавателей.

Эксперты также составили рейтинг барьеров, которые чаще всего испытывают учителя при подготовке и проведении инновационных уроков. Это "большие временные затраты на подготовку" и "отсутствие необходимых наглядных и дидактических материалов", отмечается в исследовании. Также педагоги указывают на недостаточное предложение услуг со стороны курсов повышения квалификации, высокую наполняемость классов и дефицит необходимой методической литературы, жалуются на "избыток различных совещаний" и "отсутствие компетентных консультантов".

Исследование проведено в 2018 году в 36 субъектах РФ. Были опрошены 173 учителя начальных классов и 239 педагогов основной и старшей школы. Педагогический стаж респондентов варьировал в интервалах: до 5 лет (8,9% от числа опрошенных), от 5 до 10 лет (9,9%), от 10 до 20 лет (33,9%) и более 20 лет (47,3%). Специалисты, имеющие высшую квалификационную категорию, были представлены 60,7% респондентов.