МОСКВА, 20 августа. /ТАСС/. Даже самые продвинутые беспилотные автомобили, не имеющие руля, педалей или в целом кабины, могут обязать иметь управляющего оператора. Он будет нести ответственность наравне с водителями менее продвинутых машин, по крайней мере, на этапе внедрения беспилотных технологий. Такие предложения содержатся в разработанном в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» проекте концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотников.

Как отмечается в документе, разработанном Минпромторгом и Минтрансом России при участии ФАУ «РосдорНИИ», высокоавтоматизированные транспортные средства (ВАТС), «в том числе в которых конструкция не предусматривает управление со стороны водителя и, соответственно, не предусматривает наличие органов управления (руль, педали и т.д.)», должны обеспечивать необходимый уровень безопасности, предусмотренный законодательством. «На этапе внедрения новой технологии в эксплуатацию, ВАТС с отсутствием водителя должно иметь на борту оператора, отвечающего за адекватность выполнения автоматическими системами вождения и всего ВАТС задачи по обеспечению безопасности движения, - говорится в концепции. - Оператор ВАТС несет ответственность за безопасность движения наравне с водителем автотранспортного средства». Необходимость в операторе может быть пересмотрена, но только при успешной отработке беспилотных технологий на этапах внедрения.

Профессиональные стандарты и требования к таким операторам, равно как и комплекс новых специальностей по разработке и обслуживанию беспилотников ещё предстоит разработать. Сделать это предлагается на принципах государственно-частного партнерства в сотрудничестве с ведущими университетами и учебными центрами. При этом и к обычным водителям предлагается ввести дополнительные требования, связанные как с навыками управлением автомобилями с неабсолютной автоматизацией, так и с психофизиологической готовностью к соблюдению ПДД в новых условиях.

От технической безопасности к кибер угрозам

Самими беспилотникам перед выпуском на дороги общего пользования также необходимы многоступенчатые предварительные испытания, отмечается в проекте концепции. В них должны входить и компьютерное моделирование, и тесты на полигонах. Но отличительной чертой требований к ним стали требования по защите данных и стойкость к кибератакам. Разработчикам рекомендовано использовать комплексное сочетание технологий: от программно-аппаратных систем защиты, до максимального исключения принципиальной возможности вмешательства в управление извне. Например, за счет физической невозможности управления движением извне или передачи управления внешнему оператору только посредством ручного переключателя.

Ограниченная среда использования

Проектом концепции предложено ввести понятие среды штатной эксплуатации, в которой возможно будет гарантировать надежность работы автоматических систем управления автомобилем. В зависимости от специальной цифровой дорожной инфраструктуры, географии, погоды и других ограничений предлагается ввести три основных типа штатной среды. В первом случае высокоавтоматизированные автомобили могут ориентировать только на бортовые сенсоры и должны быть серьезно ограничены в скорости. В последнем, автоматически управляемый автомобиль может полноценно взаимодействовать с так называемой «умной дорогой» и ему можно будет разрешить движение с максимальной разрешенной скоростью. При этом предлагается утвердить перечень дорог, по которым движением высокоавтоматизированных автомобилей должно быть запрещено, и только для высшего уровня беспилотности, не требующего вмешательства человека, необходимости в ограничениях нет.

Требования к дорогам

Для полноценного использования всех преимуществ беспилотного движения дороги должны быть оснащены цифровой инфраструктурой. Это позволит снизить стоимость перевозок за счет перераспределения ответственности на систему, включающую транспортное средство и инфраструктуру. «Технология роботизированных транспортных коридоров открывает принципиально новые экономические горизонты не только для российского автопрома, но и для всей экономики Российской Федерации, исходя из возможностей организации масштабных транзитных перевозок с использованием беспилотного транспорта», - отмечается в документе. 

Но главная задача дорожной инфраструктуры – обеспечение безопасности дорожного движения, транспортной безопасности и мобильности в режиме реального времени. И, как отмечается в проекте, необходима смена подхода к организации, планированию и построению дорожной сети. В частности, дорожно-транспортная инфраструктура должна быть оборудована интеллектуальными транспортными системами, которые управляют транспортными потоками, контролируют соблюдение ПДД и состояние дорог. При этом такие системы должны содержать V2X-платформу, систему высокоточного позиционирования, а также цифровую карту дороги. Для выделения таких «умных» дорог предлагается ввести отдельное обозначение - «И» (интеллектуальная).

Ближайшие перспективы

В ближайшей и среднесрочной перспективе проект концепции предполагает активное внедрение в практику перевозок беспилотного такси, сопровождаемое расширением применения бизнес-моделей совместного использования транспортных средств в крупных мегаполисах (каршеринг, райдшеринг). «Высокоавтоматизированное, подключенное, совместно используемое и, с высокой степенью вероятности, электрическое – это наиболее перспективный вид транспортного средства в крупных городах с развитой интеллектуальной инфраструктурой», - говорится в документе.

Один значимый недостаток

Проект концепция также поднимает вопросы, связанные с потерей рабочих мест людьми, чья работа связана с управлением транспортными средствами. Практически это единственный значимый недостаток, обозначенный при массовом внедрении беспилотников. По мнению авторов проекта, негативная реакция и сопротивление профсоюзов могут быть ощутимы. Но отрицательный эффект может быть сглажен поэтапностью изменений и усилиями в сфере госуправления, а полностью решение возможно за счет переквалификации работников.