13 авг, 10:00
Малое и среднее предпринимательство

Квебек под Пензой. Как производить кленовый сироп в России

Основатель российской кленоварни уверен, что выстраивать бизнес в сфере питания невозможно без структурированной системы кооперации

Кленовый сироп — своеобразный символ Канады, которая является практически монополистом в производстве этого продукта. Составить конкуренцию крупнейшему поставщику сиропа решил основатель одной из кленоварен в Пензенской области Иван Меркулов. Корреспонденты информационного портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, поговорили с предпринимателем о том, выгодно ли производить кленовый сироп в России и чем он отличается от канадского.

До производства кленового сиропа житель Пензенской области Иван Меркулов более 20 лет занимался различными бизнес-проектами в индустрии гостеприимства. А последние семь лет посвятил себя продуктам питания: он построил завод по производству хакасской баранины и реализовывал проект по выращиванию и переработке малины в Калужской области. По словам Меркулова, выстраивать бизнес в сфере питания невозможно без структурированной системы кооперации: "Человеку, который работает на земле, сложно заниматься всем сразу, быть одновременно и актером, и режиссером, и главным художником, да еще и билеты продавать. Когда же он находится в системе, ему не нужно заботиться о том, куда сбывать продукцию, как заниматься ее продвижением — ее покупает кооператив".

Руководствуясь этим принципом, предприниматель решил рискнуть и заняться производством кленового сиропа в Пензенской области.

"Как-то раз Александр и Сергей Анашины — мои будущие партнеры — принесли на пробу кленовый сироп, который сами сварили, и рассказали, что в Бековском районе Пензенской области растет большая кленовая роща, где можно организовать производство, — вспоминает Иван Меркулов. — Меня привлек тот факт, что сырьевая база уже создана самой природой — клены взрослые, их много, надо лишь наладить систему сбора и переработки сока".

Понравился Меркулову и сам продукт: полезный, натуральный и разнообразный в применении: "С одной стороны, кленовый сироп не очень известен в России, а с другой — он, без сомнения, в тренде и соответствует всем принципам здорового питания. С его помощью можно разнообразить завтраки и приготовить вкуснейшие напитки. Кроме того, он, в отличие от меда, гипоаллергенен и является натуральным заменителем сахара. Можно пойти еще дальше и, как канадцы, использовать его для приготовления выпечки — хлеба или круассанов. Кленовый сироп не боится температуры, придает продукту сладость и нотки древесного вкуса".

Кленовые риски

Крупнейшим производителем кленового сиропа в мире является Канада, а именно провинция Квебек, для которой этот продукт давно стал визитной карточкой. Канадский сироп пользуется большой популярностью во всем мире, а вот объем поставок в Россию можно назвать довольно скромным: ежегодно в Канаде производится свыше 50 тыс. тонн сиропа, из которых в Россию поставляются не более 100 тонн этого продукта. Именно поэтому Меркулов считает главным вызовом для своего проекта продвижение: российский потребитель еще не привык к кленовому сиропу.

"Кленовый сироп в нашей стране — не тот товар, который можно просто поставить на полку и его купят. Непривычное лакомство необходимо грамотно продвигать, разрабатывать маркетинговую стратегию, много работать с соцсетями. Есть аудитория, которая знает и покупает продукт, а вот расширение рынка сбыта — это довольно интересная задача", — уверен предприниматель из Пензы.

Помимо этого, при запуске проекта обнаружился и другой риск, связанный с особенностями произрастания кленов в России: "У российских и канадских кленов разные показатели сокотечения и сахаристости: наши деревья дают чуть меньше сока, и он не такой сладкий. Различие в почвах в конечном итоге тоже влияет на вкус, поэтому российский сироп не может не отличаться от канадского".

При этом технологию производства предприятие полностью позаимствовало у канадских коллег. По словам Меркулова, прежде чем запустить проект "Пензенские кленоварни" (термин "кленоварня" был зарегистрирован в качестве торгового знака компании), партнеры внимательно изучили канадскую методику производства. А наладить процесс помогли зарубежные специалисты.

"Мы детально анализировали канадский опыт, а кроме того, с нами постоянно работают консультанты из Канады. Очень приятно, что они замечательно относятся и к нам, и к России в целом", — говорит Меркулов.

Рецепт качества

Сезон сбора кленового сока длится в России чуть больше месяца — с середины марта по конец апреля. Основав проект в декабре 2017 года, уже весной 2018 года Меркулов с партнерами построили систему кленопроводов в кленовой роще поселка Сурки Бековского района.

"К каждому дереву подходит вакуумная трубочка, установленная под углом, — это обеспечивает течение сока, — объясняет Меркулов. — Несколько таких трубочек соединяются в трубы большего диаметра, которые ведут на базу, где собирается весь сок. В этом сезоне ежедневно мы добывали таким образом до 50 тонн кленового сока".

Однако прежде чем отправить сок на кленоварню, необходимо прямо в лесу удалить из него воду и превратить в концентрат, который позже станет сиропом.

"На кленоварне у нас стоит специальная дровяная печь, которая выпаривает до 1200 литров воды в час. С ее помощью кленовый концентрат сгущается до сиропа, где содержание сухих веществ составляет 66%", — продолжает предприниматель.

За первый сезон работы в 2018 году "Пензенские кленоварни" произвели меньше пяти тонн сиропа. Меркулов поясняет, что большие объемы и не планировались — целью первого года было наладить производство и убедиться в высоком качестве продукта.

Большая часть сиропа, произведенного в 2018 году, разошлась по предприятиям сферы услуг и гостеприимства. Выручка кленоварни составила около 5 млн рублей при инвестициях 40 млн рублей. По словам Меркулова, проект планируется окупить в течение нескольких лет: "С начала 2019 года мы произвели более 20 тонн кленового сиропа, а также начали работать с сетевыми магазинами и уже даже стали поставщиком нескольких крупных московских сетей кофеен и ресторанов. При таком активном развитии инвестиции окупятся через четыре года".

Сироп, малина, птица

В сборе кленового сока и производстве сиропа участвуют около 20 человек, состоящих в кооперативе. Все они — жители Бековского района Пензенской области. Меркулов отмечает, что привлекать к проекту только местных жителей было его принципиальной позицией: предприниматель рассматривает Пензенскую область как пилотный регион, на примере которого можно показать эффективность кооперационной модели производства. По словам Меркулова, этот принцип работы распространен и в Канаде: самый крупный кооператив по сбору кленового сока и производству сиропа в этой стране насчитывает около 3 тыс. человек.

"Произвести 100 тонн сиропа и заработать на этом не является нашей целью. Главная задача — создание внятной и масштабируемой бизнес-модели. Мы выстраиваем систему, в которую люди, работающие на земле, могут включиться, если захотят, — рассказывает Меркулов. — В том же Бековском районе до 250-300 семей могут легко стать ее частью. Кленовый сироп — это экспортный продукт, который отлично востребован на мировом рынке".

Кооперационный проект в Пензенской области, помимо производства сиропа, будет включать в себя сбор и переработку малины, а также выращивание натуральной домашней птицы. Это даст членам кооператива дополнительные возможности для получения прибыли: "Уже в этом году у пяти участников кооператива будет по 1,5 гектара собственной малиновой плантации: при благоприятных условиях такие хозяйства могут давать до 1 млн рублей чистой прибыли в год".

По словам Меркулова, помощь государства в реализации подобных проектов всегда востребована, поэтому он положительно оценивает цели и задачи национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Так, полезной и необходимой в дальнейшем развитии малого бизнеса предприниматель считает программу льготного кредитования "8,5%", разработанную Министерством экономического развития РФ (по ставке 8,5% годовых можно взять до 1 млрд рублей на срок до 10 лет на инвестиционные цели и до 100 млн рублей на срок до 3 лет на оборотные цели).

"Для нашего бизнеса доступ к финансовым ресурсам (в рамках программы льготного кредитования) актуален. Сегодня видно, что государство делает очень многое, чтобы способствовать увеличению количества предпринимателей в стране, и мне это приятно", — не сомневается предприниматель.

Однако Меркулов уверен, что действовать исключительно методами господдержки нельзя. По его мнению, необходимо вовлекать людей в предпринимательство с помощью позитивных примеров и реальных историй успеха: "Нужны хорошие примеры предпринимателей, которые находят и делают что-то свое. И хотя история каждого бизнеса неповторима, некоторые проекты можно скопировать. Например, то, что мы делаем в Бековском районе, — это кейс, который может быть масштабирован не только по Пензенской области, но и по России. Его можно воспроизвести в любом регионе, если там, как и у нас, будут найдены три уникальных продукта".

Юлия Ермилова, Александр Поляков

Читать далее