13 авг, 09:30
Международная кооперация и экспорт

Трудности перевода: петербургская компания хочет научить иностранцев собирать роботов

В каждом клубе существует несколько программ для обучения детей и подростков

Петербургская компания "Брейн Девелопмент", разработчик учебного оборудования и образовательных программ в области робототехники и нейротехнологий, за несколько лет проделала путь от импорта корейских детских конструкторов до создателя сети обучающих клубов. В каждом таком клубе существует несколько программ для обучения детей от 4 до 18 лет, и под каждую из них разработчики создали не только свой робототехнический конструктор, но и комплекс методических пособий. За четыре года в России и Казахстане открылось более 140 клубов робототехники под брендом "Роботрек", и разработчики вплотную занялись продажей франшизы в другие страны. Однако компания столкнулась со специфической проблемой — языковой адаптацией методик.

Про контроль и контроллеры

"Компания зародилась в 2012 году, — рассказал порталу "Будущее России. Национальные проекты" инженер-разработчик "Брейн Девелопмент" Дмитрий Старов. — Но сначала занималась исключительно импортом детских робототехнических конструкторов из Кореи". Конструкторы поставлялись в детские сады и школы.

Позднее под эгидой работы с образовательными конструкторами сформировалось сообщество российских инженеров-разработчиков, ИТ-специалистов и преподавателей, и появилась идея создавать собственные наборы для сборки роботизированных систем.

В основе любого программируемого робота лежит микроконтроллер — своего рода управляющий центр, который передает команды через контакты и порты на механические детали конструктора. Такого контроллера у "Брейн Девелопмент" не было. Можно было бы купить уже готовую систему — например, Arduino — одну из самых известных в мире платформ для разработки роботизированных устройств. Платформа обладает открытой архитектурой и позволяет ставить гигантское количество дополнений и дробить функции. Но в "Брейн Девелопмент" посчитали это скорее минусом: слишком сложная система может запутать детей. В итоге на основе популярного контроллера создали и запатентовали более профильное устройство "под конкретную задачу" — плату Трекдуино, которая и контролирует роботов, созданных учениками проекта "Роботрек".

Собрать робота можно и самостоятельно — конструкторы скомпонованы соответственно возрасту детей, и к каждому прилагается инструкция. Но в компании утверждают, что главная цель — не закончить сборку, а изучить дисциплины, такие как программирование и инжиниринг. Для этого под каждый конструктор был написан свой учебно-методический комплекс, по которому готовятся к занятиям сотрудники обучающих клубов.

Робот в городской среде

Клубы робототехники на пике популярности — их можно найти в любом российском регионе и практически в каждом крупном городе. В городах-миллионниках обычно конкурируют между собой несколько таких клубов. Они могут работать как самостоятельно, так и в общеобразовательных учреждениях в качестве секций и факультативных занятий, в домах культуры и т. д.

В отдельных случаях клуб не привязан к одному производителю конструкторов. Но крупные сети объединены единым брендом — своим или сторонним. Так работает и "Роботрек", и компании аналогичного профиля — "Роббо-клуб" (сеть школ, которая работает как в России, так и за рубежом, занимается программированием и 3D-прототипированием), "Лига роботов", "Кибертроник" и другие.

Ни одна из вышеперечисленных компаний не занимается открытием каждого нового клуба сама — бизнес-модели таких компаний строятся на продаже франшиз. Во франшизу входят в том числе методики для учителей, сами конструкторы и документация к ним. Так, помимо курсов робототехники, "Брейн Девелопмент" разработала программы обучения современным ИТ-направлениям: 3D-технологиям, компьютерному зрению, программированию на языках Scratch, Java для Android, Python и C++. Каждый курс обучения в клубе "Роботрек" включает в себя теорию и практику.

По программе робототехники детям сначала рассказывают основы физики и информатики, знакомят с оборудованием и только после этого приступают к сборке. "Самый длинный учебный курс — 75 занятий по 100 минут каждое. Он рассчитан на детей 7-9 лет", — рассказывает Старов.

Когда дети уже знакомы с азами робототехники, то могут выходить за рамки инструкций и создавать собственных роботов.

Языковой барьер

По франшизе у "Брейн Девелопмент" открыты клубы в 64 регионах России и 10 регионах Казахстана, в которых обучаются около 14 тыс. детей. Помимо учебных центров и клубов "Роботрек", компания поставляет оборудование и методики в детские сады, школы, колледжи и университеты. Всего на учебном оборудовании "Брейн Девелопмент" проходят обучение более 40 тыс. детей. "Мы предоставляем им торговую марку и оборудование, а также проводим обучение учителей. Подготовка педагогов проводится и по каждому новому выпущенному набору", — говорит Старов.

Другая отечественная компания — федеральная сеть клубов "Лига роботов" — уже экспортирует свои разработки в страны СНГ, США и Австралию. При этом компания не занимается разработкой собственных конструкторов, а работает на иностранном оборудовании, предоставляя собственные обучающие методики и технологии.

Генеральный директор "Лиги роботов" Николай Пак отмечает, что обучение робототехнике похоже на обучение игре на музыкальном инструменте. "Конструкторы — это инструмент, такой же, как молоток, пианино или шахматы. И какая компания научит лучше играть на этом инструменте, воспитает гроссмейстеров, та и будет наиболее успешной", — говорит он. "Мы продаем начинку, а не оболочку", — подчеркивает Пак.

По его словам, у компании есть клиенты из США, Австралии, Швейцарии и Японии. "Надеюсь, что также обратятся из Китая и Германии", — добавляет Пак.

У "Брейн Девелопмент" были частные клиенты из США, ОАЭ и даже Саудовской Аравии, но разовые экспортные поставки компанию не слишком интересуют. В планах — полноценно выйти на внешние рынки, но с этим шагом связан ряд сложностей. "Тяжело открыть клуб робототехники там, где это не особо развито. Мы усиленно работаем над экспортом в Узбекистан, так как сейчас эта страна отошла от технологической стагнации, здесь начинают активно развиваться ИТ-технологии. Также мы нацелены на экспорт в страны Азии", — говорят в "Брейн Девелопмент".

Однако для того чтобы продать за рубеж франшизу, нужно адаптировать под страну-покупателя все оборудование, перевести инструкции и методические пособия, а также подготовить иностранных учителей. "Были случаи, когда нам приходилось переводить материалы дважды: сначала с русского на английский, а потом с английского на язык клиента. Мы рады были бы сделать прямой перевод, но не могли найти достойного специалиста", — рассказывает Старов.

В компании рассчитывают выйти на рынки Узбекистана, Китая, Малайзии и Кореи. В этом им должен помочь российский экспортный центр (РЭЦ) — оператор господдержки экспортеров. Государство, в частности, может компенсировать до 80% затрат на транспортировку за рубеж, затраты на сертификацию продукции, стоимость участия в иностранных выставках и часть банковской ставки по кредитам (если компания подписала с властями соглашение по корпоративным программам повышения конкурентоспособности). Экспортер в свою очередь должен взять на себя обязательства по поставке товаров или услуг за рубеж.

В результате этих мер экспорт услуг (в том числе и образовательных) должен достичь $100 млрд к 2024 году. Это предусматривается национальным проектом "Международная кооперация и экспорт".

Юния Полякова

тэги
Читать далее