Статья

31 июл., 09:30

Даже школьник знает прием Геймлиха: как еще в школе понять, что готов стать врачом

Старшеклассников медицинских классов в России обучают профессии медика

Помочь человеку в состоянии комы, клинической смерти или сделать тот самый прием Геймлиха, который применяется, когда в дыхательные пути человеку попало инородное тело, — всему этому на специальных тренажерах обучают старшеклассников медицинских классов в российских школах. Такая подготовка к поступлению позволяет самим школьникам более осознанно подходить к выбору будущей специальности и, возможно, чуть меньше романтизировать профессию врача, а также быть готовыми к реальным сложностям при обучении.

Медицинские вузы и факультеты заинтересованы в том, чтобы на врача поступали наиболее подготовленные абитуриенты, а вся система здравоохранения, в свою очередь, — чтобы студент, получивший медицинское образование, оставался в специальности. Чтобы решить эти задачи, медицинские вузы запустили программы в школах для учеников средних и старших классов. Портал "Будущее России. Национальные проекты" разбирался в том, как современному школьнику попробовать свои силы в медицине, понять, что это интересно именно ему, а не только родителям, и не прогадать с выбором профессии.

Оператором портала "Будущее России. Национальные проекты" выступает информационное агентство ТАСС.

Популярно, но сложно

По итогам опроса ВЦИОМ, которые были опубликованы в октябре 2018 года, оказалось, что россияне считают профессию врача самой предпочтительной для своих детей и внуков. Популярность специальности подтверждают и цифры, которые привели в российском Минздраве: по итогам приемной кампании прошлого года на бюджетное обучение в образовательные учреждения ведомства было подано 227 тыс. 355 заявлений, а зачислены по итогам экзаменов 22 тыс. 666 человек. Конкурс составил 10,1 человек на место.

При этом в ведомстве отметили: ко второму и третьему курсу обучения ряды желающих овладеть врачебной профессией сильно редеют. "Контингент студентов в образовательных организациях Министерства здравоохранения Российской Федерации, обучающихся на втором и третьем курсе в сравнении с первым курсом в среднем уменьшается на 14-17%", — уточнили в пресс-службе Минздрава.

Медицинские вузы ежегодно выпускают более 41 тыс. специалистов по медицинским и фармацевтическим специальностям, примерно половина из которых училась на бюджетных отделениях. Минздрав и руководство вузов заинтересованы в том, чтобы будущие выпускники уже со школьной скамьи понимали основы своей специальности. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в интервью порталу подчеркивала, что ранняя профориентация не только позволяет самим школьникам определиться с будущей профессией, но и сокращает в дальнейшем число "случайных" людей в профессии.

Отвечает такой подход и целям федерального проекта "Квалифицированные кадры" нацпроекта "Здравоохранение", в рамках которого предполагается укомплектовать по всей стране медицинские учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, на 95%.

Медицинские классы в школе

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) в 2015 году запустил "Медицинский класс в московской школе" в рамках программы непрерывного профессионального образования "Школа — университет — клиника".

Попасть в него может любой девятиклассник, имеющий необходимый уровень подготовки. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте университета и пройти конкурсный отбор по результатам ОГЭ по русскому языку, математике, химии и биологии. Школьников также пригласят пройти очное тестирование по химии и биологии в Сеченовском университете.

Медицинские классы доступны не только для московских школьников — проект реализуется в нескольких регионах России. В числе участников уже 70 школ в Московской, Брянской, Пензенской, Тульской и других областях. Обучение в них ежегодно проходят более 6 тыс. детей. Еще 44 школы в разных субъектах готовы присоединиться к проекту. Здесь речь идет в первую очередь об углубленном изучении профильных предметов. В целом же в региональных школах медицинские классы не отличаются от столичных: все возможности, правила, требования и преференции распространяются на них и их учащихся. Школьники также участвуют в профильных олимпиадах, конференции "Старт в медицину", имеют возможность сдать предпрофессиональный экзамен и проходят независимую оценку качества знаний в онлайн-режиме.

Вячеслав Кокуркин/Будущее России.Национальные проекты

Проректор по учебной работе Сеченовского университета Татьяна Литвинова поясняет: "В классах медицинской направленности обучаются школьники 10–11 классов. Помимо утвержденной программы среднего общего образования у них ведется углубленное изучение профильных предметов — химии и биологии. Также они получают практико-ориентированные навыки в высокотехнологичных химических, биологических, физических и медицинских лабораториях вуза".

Московским старшеклассникам с 2016 года доступен еще и общий методический центр — "Медицинский Сеченовский предуниверсарий". Его учебные программы помогают понять, как устроено обучение в медицинском вузе. "Занятия строятся таким образом, что учащиеся самостоятельно ведут проектную деятельность, направленную на развитие новых профессий, получают практические навыки по оригинальной программе ранней профессиональной ориентации", — отмечает Литвинова.

Практические занятия

Отработать навыки по оказанию помощи в состоянии клинической смерти, при ранении или коме можно на специальных тренажерах. При этом технологические возможности этих тренажеров позволяют показывать ошибки при проведении манипуляций, поэтому школьники после обучения и консультации с преподавателем могут отрабатывать навыки самостоятельно, в удобном для них режиме. На тренажере-манекене, имитирующем взрослого человека, которому в верхние дыхательные пути попало инородное тело, школьник может научиться выполнять популярный у кинорежиссеров прием Геймлиха. Также подросткам рассказывают об особенностях химических и термических ожогов, электротравм, а тренажеры позволяют отработать навыки первой помощи при них.

Довузовская медицинская подготовка включает в себя и участие в научно-практических конференциях, конференциях проектных работ, во Всероссийской Сеченовской олимпиаде и многих других проектах.

В 2018 году проект "Медицинский класс" получил всемирное признание: на инновационном саммите HundrED в сфере образования мировые эксперты поставили ему высокие оценки, и он вошел в список 100 главных образовательных проектов мира.

"В 2015 году — это был первый год реализации проекта "Медицинский класс в московской школе" — его выпускниками стали 250 человек. В Сеченовский университет в тот год поступили 208 абитуриентов из Москвы, 10% из них - выпускники медицинских классов. Средний балл ЕГЭ (на бюджет) составил 79", - рассказывает Литвинова.

В 2018 году выпускниками медицинских классов в московских школах стали уже 1700 человек. В тот год 1224 московских школьника поступили в университет, и 70% из них окончили медицинские классы. Средний балл ЕГЭ на бюджет вырос до 94.

Школа юного хирурга

Вячеслав Кокуркин/Будущее России.Национальные проекты

Проект Сеченовского университета — далеко не единственная возможность попробовать себя в роли врача. Так, например, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова Минздрава России (РНИМУ им. Н. И. Пирогова) в 2016 году запустил "Школу юного хирурга".

Заместитель директора Методического аккредитационно-симуляционного центра РНИМУ им. Н. И. Пирогова и один из преподавателей "Школы юного хирурга" Александр Гущин поясняет, что направления обучения в программе уже давно вышли за рамки одной только хирургии, а название оставили, потому как оно уже стало брендом. Сегодня в "Школе юного хирурга" проводят курсы по медицине будущего (ИТ-генетика, киберпротезирование, роботизированная хирургия), психиатрии, неврологии, онкологии, иммунологии, аллергологии — охвачены почти все медицинские специальности.

В "Школе юного хирурга" преподают практикующие врачи, молодые и опытные, кандидаты и доктора наук. От учащихся здесь предпочитают не скрывать всю правду о медицинской профессии, рассказывают о том, что быть врачом — тяжелый труд. Клиницисты не понаслышке знают, что такое работа с особо опасными инфекциями, тяжелые ночные дежурства, а также необходимость обучения на протяжении всей жизни. "Не стоит забывать, что это морально-нравственный кодекс служения человеку, который принимает врач. Нельзя идти в эту специальность, желая заработать много денег. И мы пытаемся показать ребятам всю сложность медицинской профессии для того, чтобы их выбор был осознанным", - подчеркивает Гущин.

По личным ощущениям преподавателя, таких школьников, которые в процессе обучения понимают, что не готовы связать будущее с медициной, около 10%. Однако в целом ребята попадаются стойкие. "Во время курса я пытался их напугать профессией хирурга, рассказывал о тяготах и лишениях во время обучения и работы. И после всего этого они мне заявили, что теперь точно убедились в том, что хотят стать хирургами!" — говорит он.

Микрохирургия для школьников

Ученики "Школы юного хирурга" могут поработать на современном дорогостоящем высокотехнологичном оборудовании. В рамках программы можно освоить азы работы с рентгенэндоваскулярными установками, аппаратами УЗИ, эндоскопическим и микрохирургическим оборудованием и др.

Конкурс в "Школу юного хирурга" достаточно высок: тестирование при отборе участников программы проходили 700 человек, а отобрали 100. В 2019 году в программу включили также восьмые и девятые классы — курсы те же, однако с учетом образовательного уровня преподаватели корректируют программу, чтобы учащимся все было понятно. По словам Гущина, выпускники программы уже помогают в ее проведении в качестве организаторов, есть среди них и второкурсники РНИМУ им. Н. И. Пирогова, то есть те, кто прошел "Школу юного хирурга" в первый год ее существования.

Ежегодно в школе обучаются 2500-3000 человек. "Выбирают медицину и подают в итоге документы в РНИМУ имени Н. И. Пирогова более 90%. Поступает меньше, так как высокий конкурс в университет. В целом практически все учащиеся остаются в профессии", — уточнили в пресс-службе вуза.

Волонтерство в медицине для школьников

Программы довузовской подготовки и профориентации для школьников — не единственная возможность попробовать себя в профессии и определиться с выбором. Свои программы есть и у Всероссийского общественного движения добровольцев в сфере здравоохранения "Волонтеры-медики".

Федеральный координатор программ для школьников Софья Бревус поясняет: "Это одно из главных направлений нашей работы. Именно в федеральной программе профориентации участвуют ребята с 14 до 18 лет, то есть это школа, лицей, гимназия — любое общеобразовательное учреждение. Она непосредственно нацелена на содействие осознанному выбору, чтобы ребенок мог принять решение относительно своего будущего с полным осознанием всех плюсов и минусов".

С "Волонтерами-медиками" подросток может окунуться в медицину за пределами классов и аудиторий. Программа состоит из трех ступеней. "Первая ступень — выявление заинтересованности и отчасти иногда ее формирование через мероприятия. Чаще всего мы проводим какое-нибудь красочное массовое мероприятие в школе, после него делаем анкетирование среди школьников. Вторая ступень — обучающий интерактивный модуль и третья — непосредственно сама добровольческая деятельность", — описывает Бревус, отмечая, что для многих школьников их путь в медицинском добровольчестве на этом только начинается.

Обучающий модуль для школьников в организации считают своей маленькой гордостью, потому что она позволяет не только подготовить подростков к добровольческой деятельности в медицинской организации, но и сформировать у них правильное представление о системе здравоохранения в России и о медицинских профессиях.

Вячеслав Кокуркин/Будущее России.Национальные проекты

Участникам обучения рассказывают об истории и сути добровольчества, учат тому, как реагировать в непредвиденных ситуациях, преподают основы медицинской этики и особое внимание уделяют вопросам безопасности, режиму медицинской организации и распорядку в ней. В конце обучения — обязательное тестирование, при успешной сдаче которого выдается сертификат. Теперь можно приступить к непосредственной волонтерской работе. Ребята участвуют в проектах "Волонтеров-медиков" и помогают в поликлиниках и больницах. В специфические отделения школьников не пускают: например, для них недоступны инфекционные. Тут в организации руководствуются законодательством, здравым смыслом и возрастными особенностями психики подростков.

Школьник во взрослой поликлинике

"Обычно дети помогают в регистрации и навигации пациентов, в работе с инфоматами, в работе медицинского поста, в работе с документацией, не содержащей личных данных пациентов, в подготовке кабинетов и оборудования к работе, где это возможно, где не требуется специальных навыков, в организации досуговой деятельности, то есть во всем том, где человеку для осуществления помощи не нужны специфические знания и навыки, которые дают только, например, в медицинском университете или колледже", — объясняет Бревус.

Этот функционал является, с одной стороны, существенной помощью для медицинских организаций, а с другой — дает школьникам понять, как выглядят будни медицинских сестер и врачей, в чем важность поликлиник и профилактики. Конечно, юные волонтеры-медики видят, что работа врача состоит не только из героических спасений пациентов. Есть также работа с документами, рутинные дела, в которые необходимо как-то встроить еще непрерывное обучение и не забыть про семью. Школьники, которых такая жизнь не испугает, пройдут весь сложный путь медицинского образования осознанно, что повышает их шансы остаться в профессии.

Преференции при поступлении

В Сеченовском университете приводят список возможностей для получения дополнительных баллов при поступлении в вуз. Так, например, возможность заработать дополнительные баллы дает участие во Всероссийской Сеченовской олимпиаде школьников по профилям "медицина" и "биология". Победители по профилю "биология" получают дополнительно пять баллов, а по профилю "медицина" при условии сдачи ЕГЭ на 75 баллов и выше поступают, минуя вступительные испытания. Для учащихся, набравших 70-84 балла на объективном структурированном клиническом экзамене (ОСКЭ), при поступлении в университет добавляется пять баллов; для тех, кто набрал 85-100 баллов, — 10 баллов.

В РНИМУ им. Н. И. Пирогова называют прошедших "Школу юного хирурга" школьников своими фанатами. Преподаватель школы поясняет, что ученики потом записываются на полноценные курсы довузовской подготовки и сдают предпрофильный экзамен, который добавляет баллы к результатам ЕГЭ при поступлении. "Главное — что они получают качественные знания, которые позволяют им поступить туда, куда они сами хотят", — заключает Гущин.

"Волонтеры-медики" поясняют, что на федеральном уровне профильное волонтерство пока не закреплено как основание для начисления дополнительных баллов при поступлении в вуз. Однако, как объясняет Софья Бревус, в типовом положении о приеме абитуриентов в учебные заведения, на основе которого вузы разрабатывают свои положения, учет индивидуальных достижений является вариативной частью. Это значит, что любой университет может на свое усмотрение предоставлять дополнительные баллы абитуриентам за индивидуальные достижения, а среди них есть и волонтерство. Часть вузов предусматривает такую возможность уже сегодня.

"Каждый год таких вузов становится все больше, поэтому мы надеемся, что в будущем их география станет совсем широкой", — заключает Бревус.

Вячеслав Кокуркин, Инна Финочка