30 июл, 09:30
Безопасные и качественные автомобильные дороги

Жизнь возвращается спустя 30 лет: как ремонтируют дороги в Великом Новгороде

Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" проехала по проблемной дороге родного региона

Сезон ремонта дорог в самом разгаре. Во всех регионах страны в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" ведутся работы. Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, Анна Дементьева отправилась в Великий Новгород, чтобы своими глазами увидеть, как меняется дорожная ситуация в родном регионе.

О состоянии новгородских дорог я знаю не понаслышке: приезжая в гости к родителям, приходилось садиться за руль. Не всегда это заканчивалось благополучно: по некоторым улицам было невозможно ехать быстрее 20 км/ч, глубокие ямы становились причиной погнутых колес. Моя мама называет езду по одному из мостов города "автослаломом" в силу схожести траектории машин во время объезда ям с путем лыжников-экстремалов.

Всего в Новгородской области 8,1 тыс. километров дорог регионального и межмуниципального значения. На начало года в нормативном состоянии находились всего 35% из них. В самом Великом Новгороде пока только 50% дорог соответствуют нормативу. После реализации нацпроекта их доля должна достичь 50% и 85% соответственно.

"У нас заключены контракты на три года на 8 млрд рублей (по региональным и межмуниципальным дорогам — прим. ред.). Порядка 100 тыс. тонн асфальта уже уложено — мы идем немножко с опережением, где-то на 10%. У нас сейчас включаются новые игроки в работу, и темп будет только усиливаться", — рассказал начальник ГОКУ "Новгородавтодор" Дмитрий Климов.

Пора в путь

Чтобы оценить, как реализуется нацпроект, мне предстояло отправиться на дорогу межмуниципального значения Медведь — Батецкий, которая не ремонтировалась более 30 лет. Я никогда раньше по ней не ездила, но знала, что о дороге слагают легенды. Говорят, что в плохую погоду ее просто размывает, и проехать невозможно.

"О-о-о, удачи тебе", — отреагировали друзья, узнав о моем маршруте.

Поездка по неотремонтированному участку показала, что дорогой это назвать сложно: асфальтовое покрытие почти полностью разрушено, ямы следуют друг за другом через каждые несколько сантиметров, местами валяются камни размером с кулак. В голове крутились вопросы, как жители местных деревень возят детей в школу, как тут проезжает скорая и не развалится ли наша машина по пути обратно.

Интенсивность движения на дороге невысокая — около тысячи машин в сутки, но после ремонта она, как ожидается, возрастет. Сейчас дачники стараются выбирать другие маршруты с более хорошим дорожным покрытием. Протяженность дороги составляет 47 километров, в этом году должны отремонтировать 27 из них. Стоимость работ составляет более 210 млн рублей. Ремонт планируется завершить до конца года.

Начальник "Новгородавтодора" рассказал, что с подрядчиком был заключен трехлетний контракт на принципах жизненного цикла. Он не только проведет ремонт дороги, но и очистит водоотводные канавы и полосу отвода, отремонтирует заездные карманы, остановочные площадки, нанесет разметку, установит дорожные знаки и заменит трубы, где это необходимо.

Большая часть участка настолько разбита, что невозможно сделать фрезерование и уложить новый асфальт, поэтому применяется технология холодного ресайклинга. Она заключается в том, что прямо на дороге смешивается щебень, асфальтовая крошка и цемент для образования плиты, на которую впоследствии укладывается асфальтобетон. Один километр дороги, регенерированной по такой технологии, обходится примерно в 8 млн рублей. Стоимость километра дороги с альтернативными методами капитального ремонта составила бы от 20 млн рублей.

"Гарантийный срок — четыре года, межремонтный — шесть лет", — отметил начальник Новгородавтодора.

Медведи и дороги

Мы отправились на участок, где полным ходом шла укладка асфальта. Чтобы погрузиться в процесс, дорожники позволили мне залезть на асфальтоукладчик и каток во время работы. Стоит отметить, что работа не из легких. Погода была солнечная, а горячий асфальт еще поддавал жару. За 10 минут, проведенных на катке, я довольно сильно вспотела.

"Сейчас еще ничего, к обеду мне придется открыть двери и работать так, — весело сказал водитель катка, добавив, что больше его беспокоят оводы. — Всего покусали!"

Помимо оводов, во время работ можно увидеть и другую живность. Мы на своем пути повстречали ласок, аиста и цаплю. Дорожники рассказали, что приходил посмотреть на новую дорогу и медведь. "Поселок называется Медведь не просто так, и такие лесные жители у нас есть", — отметил Климов.

Работы на участке ведутся круглосуточно, в две смены по 12 часов. Однако в дождливую погоду приходится прерывать укладку асфальта, чтобы не нарушать технологию. В таких случаях смена звонит на асфальтовый завод для остановки производства.

Укладка асфальта — процесс небыстрый. Асфальтоукладчик движется со скоростью 3,5 м в минуту, за ним туда-сюда ездят катки и прикатывают асфальт. Последний каток осуществляет подрезку — обрабатывает край дороги у обочины. За сутки получается уложить около 3 км дороги.

Весь процесс укладки проверяют специалисты Стройконтроля. Они измеряют температуру и толщину асфальта, уклон дороги. "Если где-то есть брак, то подрядчику придется переделывать — мы просто не примем дорогу", — подчеркнул глава Новгородавтодора.

Ремонта дороги Медведь — Батецкий ждали все жители ближайших населенных пунктов. "Они настолько благодарны, что выходят на улицу и поднимают пальцы вверх. Дорога — это жизнь, это нужно понимать", — отметила член президиума координационного совета субъектов общественного контроля Новгородской области Юлия Бороненко.

Городские дороги

После осмотра межмуниципальной дороги мы отправились в Великий Новгород. Одна из наших остановок была рядом с областным клиническим родильным домом. Там уже закончились работы по ремонту проезда.

Дорога, ведущая к роддому, не ремонтировалась более 25 лет, осуществлялся только ямочный ремонт. "Раньше, когда был сильный дождь, здесь образовывалась огромная лужа, сколько здесь оставлено колес! Я пришел в 2009 году главным врачом, дорога уже была в плохом состоянии", — вспоминает главный врач роддома Валерий Мишекурин.

Теперь подъехать или подойти к роддому можно по хорошей дороге, кроме того, для посетителей появилась парковка.

По личным ощущениям, дороги в городе действительно уже стали лучше.

"Темпы у нас хорошие — у нас всего 63 дороги по БКАД, выделено на это 460 млн рублей, из них порядка 70 млн – областные деньги и 7,5 млн — городские", — отметил заместитель председателя комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода Илья Привалов.

Он добавил, что в настоящий момент контракты заключены по всем дорогам, но по 11 из них подрядчик не приступил к работам, потому что были сложности с тендером на самый крупный лот. "До чего доторговались — сэкономили нам 24 млн рублей от начальной стоимости. Мы все равно все должны потратить на БКАД, мы сейчас довключим некоторые дороги, плюс у нас есть очаги аварийности, которые будем ликвидировать", — рассказал Привалов.

Основной объем работ в этом году планируется завершить раньше срока — к 1 сентября, добавил он.

Анна Дементьева

Читать далее