23 июл, 10:00
Малое и среднее предпринимательство

"Квас — это новый мохито". Как приучить сибиряков пить хлебный напиток круглый год

Кемеровский предприниматель Николай Кириченко рассказал порталу "Будущее России. Национальные проекты", как его увлечение превратилось в бизнес

В своем производственном цеху в Кемерове квасовар Николай Кириченко разливает до пяти тонн кваса в сутки. Три вида напитка — "Советский", "Медовый" и "Казачий" — тут же расходятся по прилавкам магазинов всей Сибири. Информационному порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, предприниматель рассказал, как выйти на рынок с напитком по дореволюционному рецепту и почему важно варить квас в хорошем настроении.

Бизнес как хобби

Кемеровчанин Николай Кириченко с 17 лет собирал рецепты кваса, чтобы экспериментировать с ними на домашней кухне. Но превратить хобби в бизнес решился только в кризисном 2014 году: туристическое агентство, которым тогда руководил Николай, закрылось, и ему — предпринимателю с десятилетним стажем — пришлось искать новую нишу. Увлечение квасом оказалось кстати: Николай загорелся идеей создать собственное производство и сумел заразить энтузиазмом представителей муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства.

"Для нового стартапа не было ни средств, ни ресурсов, но в бизнес-идею производства кваса поверили в Муниципальном некоммерческом фонде поддержки малого предпринимательства в Кемерове. Я просто пришел к ним и сказал: хочу делать квас. Натуральный", — вспоминает Николай.

Именно от фонда предприниматель получил первые инвестиции на создание бизнеса — денежный грант под льготный процент. На эти средства он купил необходимое оборудование и начал готовиться к запуску производства. По словам Николая, трудности возникли только при подборе помещения: согласно санитарным и техническим требованиям, цех по производству кваса должен быть стационарным, влагоустойчивым, а кроме того, с постоянным напором качественной воды. Изучив рынок коммерческой недвижимости, предприниматель снова обратился в фонд.

"Оказалось, что подходящее нам помещение есть только в городском бизнес-инкубаторе. Мы стали его резидентами, и это, уверен, обеспечило 70% нашего успеха. Мы взяли в аренду 130 кв. метров по льготной ставке, по рыночной цене такие площади обошлись бы нам минимум в два раза дороже", — рассказывает Николай.

Покорение Сибири квасом

Первые 10 тонн кваса ушло только на поиск идеального вкуса напитка. Ведь перед Николаем стояла сложная задача — выйти на рынок, где широко представлен квас известных марок.

"Нужно было потеснить на рынке линейку так называемых «квасных лимонадов» с большим сроком годности и средней ценой. Мы их все попробовали и прикинули, что себестоимость заводского напитка составляет около 4-х рублей за литр — это очень мало", — объясняет Николай.

По его словам, он сразу понял, что от конкурентной линейки его квас будет отличаться и ценой, и ингредиентами.

"Нам было важно производить качественный продукт из натурального солода, изюма, сахара. Поэтому первые два месяца мы потратили на рецептурную адаптацию, чтобы с трехлитровой банки перейти на серийное производство кваса без потери качества и вкуса", — рассказывает предприниматель.

Первую партию кваса Николай представил потребителям в декабре 2014 года, и сразу же столкнулся с их скептическим отношением — для большинства квас остается исключительно сезонным напитком.

"‎Мы встали на одном из кемеровских рынков и стали угощать людей. Мне только ленивый тогда не говорил, мол, куда ты с квасом в мороз, да еще по такой высокой цене лезешь. А я лез. Три дня мы тестировали бесплатно — люди должны были попробовать и распробовать, а на четвертый уже появились клиенты. Сегодня наш квас покупают в любое время года", — вспоминает Николай.

Покорять сибирский рынок предприниматель начал с квасом по южному рецепту — "Крымским". Николай сделал ставку на необычный вкус напитка, а также на его тонизирующие свойства.

"Мы пошли по нестандартному пути и начали производить «Крымский» квас по старинной малоизвестной рецептуре. Такой напиток делается из лимона и белого изюма, а по вкусу напоминает лимонад или мохито. При этом, благодаря особой технологии приготовления кваса, нам удается сохранять все витамины. Получается не просто коктейльный, но и полезный тонизирующий напиток", — убежден предприниматель.

Со временем он стал выпускать 11 видов кваса. Николай не без гордости отмечает, что это были уникальные напитки, сваренные в том числе по дореволюционным рецептам — отличная замена газировке.

"Мы создали продукт абсолютного импортозамещения, альтернативу вредным газированным напиткам. Кроме того, мы единственные в России готовим квас по дореволюционным рецептам", — заявляет Николай.

Но в итоге он оставил только три самых популярных вида кваса. "Мы оставили классический «Советский»‎ квас, который готовим по ГОСТу 1946 года, «‎Медовый»‎ с добавлением пчелиной перги — я его еще называю «иммуноквас», и крепкий двухсолодовый «Казачий» — бодрящий мужской напиток", — говорит предприниматель.

Сложности и возможности

Почти за пять лет работы производственные объемы кемеровской квасоварни увеличились в 250 раз: начинали с розлива около 20 литров в сутки, а сейчас ежедневная норма составляет 5 тонн. Предприниматель уверен, что мог бы разливать и больше, но пока не позволяют производственные мощности.

"У ритейлеров есть запрос на 32 тонны нашего кваса в сутки, а мы производим всего пять — нет мощностей. Нужно расширяться, поэтому сейчас активно ищем площадку для производства площадью около 400 кв. метров", — делится планами Николай.

Дальнейшее развитие сдерживают финансовые ограничения: на расширение производства нужны значительные инвестиции. Николай признается, что за все время работы на рынке он развивал свой бизнес лишь за счет собственных оборотных средств — займов на развитие бизнеса не брал, в банках не кредитовался.

Специально для предпринимателей, которые развивают свое дело в несырьевых отраслях экономики, в Кузбассе в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" предусмотрены субсидии. В этом году региональные власти готовы распределить около 85 млн рублей между предпринимателями в виде компенсаций за ранее понесенные затраты на покупку оборудования. Возместить таким образом можно до 1 млн рублей, а полученные средства вновь инвестировать в развитие своего дела, тем более у кузбасского квасовара есть конкретные планы.

"В Сибири наш квас не присутствует только в Иркутске и Омске. В данный момент рассматриваем Омск в качестве франшизной зоны и обдумываем разные варианты организации сотрудничества, вплоть до работы вахтовым методом. Просто дать рецептуру недостаточно, мы пробовали. Повторить то, что мы делаем, не получается ни у кого"‎, — сетует предприниматель.

По мнению Николая, секрет в том, что он варит квас своими руками. А еще ведет деловые переговоры, встречается с инвесторами и ритейлерами и может в любой момент встать на место любого из двадцати своих сотрудников.

"Любой настоящий предприниматель — это почти бэтмен, потому что может все. Он и юрист, и маркетолог, и технолог, и идеолог, и воплотитель. Несмотря на то что сейчас у меня отличная команда, я стараюсь время от времени варить квас сам, чтобы не терять навык", — подчеркивает предприниматель.

Дело принципа

Сегодня квас от Николая Кириченко есть как на прилавках небольших сибирских магазинов, так и в крупных торговых сетях с фермерскими продуктами.

Срок годности кваса не больше десяти суток — квасовар настаивает на натуральном составе напитка, без добавления консервантов. Самым главным ингредиентом напитка предприниматель считает позитивный настрой сотрудников во время работы: пока варится квас, на производстве ненавязчиво играет музыка и звучат добрые шутки.

"‎Есть у нас такое правило: приходим только в хорошем настроении, пока работаем — не сквернословим. Квасная бактерия живая и весь наш настрой в себя вбирает. Так что в бутылках с нашим квасом только позитивная энергетика", — уверен Николай.

Юлия Ермилова, Мария Пименова

Читать далее