11 июл, 14:35
Международная кооперация и экспорт

«На все четыре стороны»: какие направления приоритетны для российских экспортеров?

Бизнесмены, чиновники и эксперты рассуждают о том, как выстраивать прочные экономические связи с различными государствами и регионами мира

Российские власти, определив для себя цель в $250 млрд несырьевого неэнергетического экспорта к 2024 году, говорят о том, что продажи за рубеж это не самоцель, но маркер конкурентоспособной продукции. Российские компании, которые уже состоялись как надежные поставщики товаров в страны СНГ, ищут новые рынки сбыта. О том, в каких странах у них больше шансов на успех, рассказали порталу «Национальные проекты. Будущее России» на полях форума «Иннопром» бизнесмены, чиновники и эксперты.

Замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Груздев:

Несмотря на то, что партнер «Иннопрома» в этом году Турция, к нам приехали гости из Латинской Америки, стран Ближнего Востока и Азии. Отдельно на форуме мы говорили о кооперации с коллегами из ЕАЭС. Эти страны, представленные сегодня на форуме, и являются для нас приоритетными с точки зрения экспорта.

Министр промышленности и агропромышленного комплекса ЕЭК Александр Субботин:

Евразийский экономический союз создавался в том числе для того, чтобы избежать неразумной конкуренции. Россия и Белоруссия, к примеру, должны не конкурировать между собой, а совместно выходить на рынки дальнего зарубежья. Нам нужно эффективно планировать перспективу, поскольку по ряду товаров ЕАЭС уже имеет перепроизводство. Но смотреть в какую-то одну сторону нельзя. Нам очень интересен Китай с его огромным, стремительно развивающимся рынком. Интересен Европейский Союз, потому что он рядом, и там тоже гигантское количество потенциальных клиентов.  Каждый рынок по-своему интересен, но и по-своему сложен. Так что я поддерживаю идею развитию сразу по нескольким векторам.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин:

Политика поддержки экспорта и международной кооперации не должна противоречить политике импортозамещения и локализации производства. Кто-то видит в этом две крайности: в одном случае закрытие границ и только внутреннее производство, а в другом - только экспорт. Но тут другая логика. И локализовывать производство (даже иностранное), и заниматься импортозамещением нужно параллельно с встраиванием российских компаний в глобальные цепочки добавленной стоимости.

Так, например, работает весь автопром в мире, поскольку если все детали автомобиля производить в одной стране, не привлекая иностранных поставщиков и компетенции, вы никогда не сделаете такое производство выгодным.  Если мы будем работать, включая в производство несколько стран, против нас и санкции будет труднее вводить.

Мы сейчас одни из крупнейших мировых лоббистов международной универсальной системы торговли, мы сторонники ВТО, потому что это защита от дискриминации. Если сейчас Китай и США, например, договорятся в частном порядке о купле-продаже американского СПГ, то мы как поставщик СПГ потеряем рынок.

А чтобы успешно продавать за рубеж, должна быть выстроена система обслуживания: нужны сервисные центры, шоурумы и поддержка на протяжении всего срока эксплуатации. И нужно развивать экспорт услуг. Направления не столь принципиальны: на лучшее предложение всегда найдется клиент. Кстати, в Сочи в сентябре состоится саммит Россия – Африка. Ожидается двадцать африканских лидеров – президентов, премьер-министров, и других участников. Нам нужно оценить возможности для выхода на эти рынки.

Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин:

Несомненно, нам нельзя терять те связи, которые наработаны с Европой. Но при этом в Европу, а также в Северную Америку очень тяжело пробиться.

Думаю, нам нужно направить свои деньги и свои мысли на те рынки, которые для нас более доступны: это страны СНГ и Африки, страны Юго-Восточной Азии, где стремительно развивается экономика, и страны Латинской Америки.

Директор по специальным проектам Российского экспортного центра Илья Помигалов:

Нельзя говорить о том, что самый замечательный из всех рынков это рынок Азии, или рынок Европы. У каждой компании, выходящей на экспорт в данный момент, есть свой рынок-фаворит, когда становится понятно, что там есть клиенты. Важно, чтобы компания, которая производит продукцию и готова ее экспортировать, обращалась к аналитикам, получала информацию о потенциальных клиентах. Экспортер должен иметь возможность просто отправить вопрос “куда можно отправить свою продукцию?”, и получить ответ, где были бы указаны страны и возможности.

Виктор Лашкарев, министр промышленности и торговли Удмуртии:

Мы определили для себя несколько направлений для экспорта. Из дальнего зарубежъя это Германия, Франция и Монголия, а из ближнего зарубежья – Белоруссия, Азербайджан и Армения. Это наши приоритеты.

тэги
Читать далее