Интервью

19 июн., 09:00

Замглавы Минкомсвязи: образ "русских хакеров" поможет России развивать IT-экспорт

Замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Михаил Мамонов

Замминистра цифрового развития рассказал, к каким зарубежным рынкам стоит присмотреться отечественным компаниям в сфере ИБ и как российское правительство планирует поддерживать экспортеров

Кибербезопасность давно перестала волновать только программистов: защита от хакеров сейчас нужна всем. Российские разработки в этой сфере традиционно считаются одними из лучших в мире и претендуют на то, чтобы стать серьезным драйвером для роста экспорта всего отечественного IT.

Замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Михаил Мамонов в интервью общероссийскому порталу "Будущее России. Национальные проекты" в преддверии Международного конгресса по кибербезопасности (ICC) рассказал о том, как образ «русских хакеров» поможет нарастить экспорт решений в сфере информационной безопасности (ИБ), к каким зарубежным рынкам стоит присмотреться отечественным компаниям в сфере ИБ и как российское правительство планирует поддерживать экспортеров.

- Расскажите, как сейчас обстоят дела с экспортом российских решений в сфере ИБ?

- В целом объем зарубежных продаж российских софтверных компаний неуклонно растет.

В 2016 году он увеличился на 13% и составил $7,6 млрд. В 2017 году рост ускорился до 16% - и рынок достиг уже $8,8 млрд. По итогам 2018 года России по этому показателю удалось выйти на объем в $10,5 млрд – прирост составил 19%. Такую же положительную динамику роста мы наблюдаем и по решениям в области информационной безопасности.

Надо сказать, что и во всем мире компании все больше тратят на информационную безопасность: в 2017 году эти расходы составили $89,13 млрд, что на $7 млрд больше, чем в 2016-м. В 2018 году также прогнозировался рост затрат на киберзащиту еще на 8% - до $96,3 млрд. Доля выручки российских решений здесь статистически мала, и в настоящее время подобный сегментированный учет никто не ведет. Однако здесь мы видим огромный рынок, который постоянно растет.

- А что мешает успеху российских игроков на рынках других стран?

- Сейчас низкая доля рынка российских поставщиков связана во многом с проблемами при подготовке конечной версии продукта для продажи и маркетинга. Многие компании пытаются вывести на международные рынки не готовые продукты, а технические решения, разработки, технологии.

На зарубежных рынках конкуренция традиционно высока, и если у российских компаний нет структурированной маркетинговой политики по продвижению своих решений, то их попытки часто не приводят к ожидаемому результату.

Решением этой проблемы может стать системная поддержка для повышения узнаваемости, развитие глобального бренда и доверия к продуктам российских IT-компаний.

Должен отметить, что некоторые компании из России уже достигли хороших результатов в развитии своего бренда на глобальных рынках. В первую очередь, речь идет о российских антивирусных пакетах «Антивирус Касперского» и Dr.Web, решениях по кибербезопасности InfoWatch, продуктах Group-IB. Однако российский сегмент продуктов информационной безопасности не ограничивается этими разработчиками.

- Помогает ли экспорту ИБ сложившийся в мире образ «русских хакеров» или, наоборот, мешает?

- Образ российских хакеров, а точнее, его представление в западных СМИ, влияет на рынок решений кибербезопасности точно так же, как и любой внешний фактор. И здесь можно найти как позитивные, так и негативные аспекты.

Сергей Коньков/ТАСС
Например, спекуляции СМИ на тему российских хакеров увеличивают рынок продуктов в сфере кибербезопасности.

Это происходит независимо от того, идет ли речь о частных атаках на госучреждения западных стран или о так называемых спланированных вмешательствах. В любом случае все большее количество коммерческих пользователей, представителей государственных ведомств и частных лиц задумываются о сохранности и неприкосновенности своих данных. Увеличение рынка при соответствующей государственной политике в области поддержки экспорта отечественных продуктов неизбежно увеличит долю рынка российских компаний.

Многие СМИ стараются внушить нежелание вести бизнес с российскими компаниями в сфере ИБ, пытаясь создать образ России как страны, якобы не уважающей интеллектуальные права, персональные данные и информационный суверенитет своих партнеров. Однако такие публикации также дают косвенную рекламу российским разработчикам. Прогресс в области кибербезопасности в России заметен всем – и нашим западным партнерам, и потенциальным пользователям российских решений в сфере защиты информации.

- Работе российских компаний в сфере кибербезопасности на глобальном рынке в последнее время нередко препятствуют санкции.

- К сожалению, санкции и ограничения, как формальные, так и «понятийные», не могли обойти стороной российский сектор решений в сфере IT-безопасности. Это серьезный барьер развития российского экспорта.

Но он таит и возможности. Эксперты Ассоциации экспорта технологического суверенитета говорят о росте конкуренции суверенных технологических платформ на мировом уровне. Такие платформы есть не только у США и Китая - Россия тоже может похвастаться собственной платформой. Мы одна из немногих стран, у которой есть собственные разработки в сфере поисковиков, социальных сетей, операционных систем. Отечественные решения в этих и других областях могут быть интересны государствам, которые стремятся обеспечить свое суверенное и безопасное технологическое развитие. Для цифрового суверенитета странам необходимо демонополизировать рынки решений в чувствительных для государства и бизнеса сферах - информационная безопасность, «умная инфраструктура», электронное правительство.

- А если все же решать проблему с санкциями, то как?

- Решения о применении санкций и ограничений часто бьют, в первую очередь, по пользователям и разработчикам ПО в странах-инициаторах санкций.

С одной стороны, пользователи в США, привыкшие работать с антивирусными программами компании «Лаборатория Касперского», вынуждены искать альтернативы, с другой стороны, антивирусные программы американских разработчиков попадают под контрсанкции в России.

В этом направлении возможны два сценария по урегулированию ситуации. Во-первых, вести диалог для установления деловых отношений с инициаторами санкций – отношений, основанных на экономической целесообразности и необходимости объединения усилий по предотвращению киберугроз. Во-вторых, компенсировать потери от политических факторов развитием новых географических рынков.

- Какие новые рынки для российских компаний по кибербезопасности вы видите?

- Сейчас есть много рынков, помимо США и ЕС, и растут они гораздо быстрее. Необходимо усиливать работу на активно развивающихся рынках стран Латинской Америки, Африки, Азии и Ближнего Востока. Спрос на российские разработки в этих регионах традиционно высок.

Доказательство тому – динамичная работа, которую российские компании под эгидой Минкомсвязи ведут на рынке Вьетнама.

По просьбе Ханоя они внедряют там свои решения в сфере электронных государственных услуг, создают центр кибербезопасности, запускают «пилоты» муниципальных сервисов для населения. Есть также планы по расширению присутствия в других государствах и регионах.

- Какие есть предпосылки для увеличения экспорта российских решений в сфере информационной безопасности?

- Основным конкурентным преимуществом российских IT-компаний является, как это ни банально звучит, интеллект и человеческий капитал.

На сегодняшний день в России огромное множество проектных команд и компаний, которые производят решения, обладающие огромным рыночным, в том числе экспортным потенциалом. Разработчики программного обеспечения из России традиционно занимают лидирующие места в специализированных рейтингах, таких как The Global Outsourcing 100, The Global Services 100, Deloitte Technology Fast 500 EMEA, Software 500. Наши вузы также лидируют в рейтингах, например, ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики – прим. ред.) традиционно входит в топ-100 лучших IT-вузов мира. Кстати, команда ИТМО семь раз становилась чемпионом Международного чемпионата по программированию. В этом же ряду чемпионов – МФТИ, МГТУ им. Баумана, МГУ. Это еще раз подтверждает качество российского IT-образования.

- На каких мерах поддержки российского ИБ-экспорта Минкомсвязь планирует сосредоточиться в ближайшее время?

- Мы активно прорабатываем механизмы поддержки российского IT-экспорта в целом, не только ИБ-экспорта.

Кроме того, мы думаем над созданием единого бренда России как страны информационных технологий.

Большое значение для нас имеет и увеличение количества экспортно ориентированных предприятий IT-отрасли: национальные чемпионы в сфере ИКТ (информационно-коммуникационных технологий – прим. ред.) должны сразу расти с прицелом на глобальные рынки, быть глобально конкурентоспособными.

Спрос на российскую ИКТ-продукцию в значительной мере исходит со стороны правительственных структур зарубежных государств. Мы видим заинтересованность партнеров в решениях в сфере электронного правительства, информационной безопасности, «умной» инфраструктуры.

Следовательно, помощь государства в этой сфере может состоять в заключении межправительственных соглашений, позволяющих отечественным компаниям проще и эффективнее выходить на новые рынки.

- А что с финансовой поддержкой перспективных проектов?

- Государству стоит уделять внимание финансовым мерам поддержки, включая проектное финансирование, инвестиции, льготное кредитование. Так, например, можно помочь компаниям преодолеть одно из препятствий для выхода на глобальный рынок: решить проблему нехватки «длинных денег», венчурных и кредитных, для развития бизнеса, проведения НИОКР и маркетинга.

Александр Рюмин/ТАСС

Помимо финансовой, государство может оказать компаниям чисто «маркетинговую» поддержку - помочь в продажах, в развитии точек присутствия за рубежом. Сейчас предстоит также подумать о создании оператора по системной поддержке, продвижению и продаже российских IT-решений за рубежом.

Для поддержки экспорта нужно также вести работу по направлению развития цифровой повестки ЕАЭС – это позволит российским компаниям получить доступ к IT-рынку союза и усилить свои позиции в регионе.

- Согласно нацпрограмме "Цифровая экономика", до 30 июня этого года должны быть разработаны предложения по продвижению отечественных решений в сфере кибербезопасности за рубежом. Есть уже понимание, что это будут за предложения?

- В целом, продвижению и защите отечественных IT-решений за рубежом планируется уделить особое внимание.

В рамках нацпрограммы министерство планирует запуск системы сервисов для российских компаний. Мы будем работать с прямыми запросами IT-компаний, содействовать им, обеспечивать более эффективное использование существующих государственных инструментов, а в некоторых случаях дорабатывать их, опираясь на обратную связь от бизнеса.

Среди приоритетов в этом направлении - обеспечение продвижения отечественной конкурентоспособной продукции. Также нужна поддержка коллективной разработки программного обеспечения в сегментах рынка, где нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Кроме того, мы хотим помогать с актуализацией ПО, связанного с отраслевой спецификой.

- К 2022 году предполагается разработка системы мер поддержки российских производителей продуктов и услуг ИКТ, осуществляющих патентование продуктов за рубежом. Что планируется сделать в этой части?

- Мы хотим разработать программу экспортно-методической поддержки компаний, интегрировав их с работой, которую ведут наши коллеги из Российского экспортного центра. Также готовится комплекс мер по поддержке в патентовании и сертификации программного обеспечения и аппаратно-программных комплексов в сфере информационной безопасности для российских компаний, выводящих свои продукты на зарубежные рынки.

Помимо этого, запланировано субсидирование расходов на зарубежное патентование для ИКТ-компаний. Обычно такие услуги стоят довольно дорого, поэтому мы готовы оказывать поддержку компаниям в решении этого вопроса. Но, безусловно, важно, чтобы компании были конкурентоспособными на международном рынке. Мы будем уделять внимание тщательному отбору компаний.

Здесь речь идет не только о поддержке традиционных продуктов по информационной безопасности, но и о поддержке компаний с уникальной специализацией по борьбе с киберпреступностью, включая сбор цифровых улик. На этом рынке в мире совсем немного компаний, буквально десятка два, из которых три компании – российские.

- Какую динамику экспорта российских ИБ-решений вы ждете в ближайшие годы?

- С учетом планируемого к реализации комплекса мер мы ожидаем ежегодный рост экспорта как минимум на 7-13%.

- Будете ли использовать для продвижения ИБ-решений среди зарубежных партнеров технологические форумы, конференции и другие мероприятия в России?

- У нас есть в планах проведение ряда международных мероприятий по тематике информационной безопасности и IT, робототехники и киберспорта. В следующем году Москва станет местом проведения Чемпионата мира по программированию. Активно развивается площадка «Открытых инноваций», привлекая к участию все больше зарубежных партнеров. Такие события, безусловно, нужны. И их совсем необязательно проводить в Москве. Есть отличные региональные кейсы, например, международная IT-конференция «Стачка» в Ульяновске.

- Нужно ли организовать в России свой крупный международный технологический форум по типу Mobile World Congress в Барселоне?

- Да, конечно. В настоящее время в России хотя и проводится большое количество локальных форумов, назрела необходимость глобального технологического события, которое сформирует у наших зарубежных партнеров образ России как страны-лидера в технологических инновациях, исследований и проектных изысканиях в сфере IT – некоего аналога авиасалона МАКС.

Беседовала Екатерина Казаченко