04 июн, 09:00
Малое и среднее предпринимательство

"Нет ничего невозможного": госзакупки у МСП увеличат до 5 трлн рублей

Портал "Будущее России. Национальные проекты" выяснял, как власти и общественные организации планируют достичь амбициозных целей в развитии малого и среднего бизнеса

Еще пару-тройку лет назад закупки госкомпаний у малых и средних предприятий (МСП) достигали лишь нескольких миллиардов рублей из общего объема контрактов в триллионы рублей. Традиционно небольшим компаниям всегда было сложно конкурировать с крупным бизнесом из-за скромного капитала, невозможности быстро получить банковскую гарантию или кредит под исполнение тендерных работ. Но с появлением Корпорации МСП возникли специальные квоты по закупкам у данного сектора, а также сопутствующие инструменты поддержки, и уже в 2016 году объем госзакупок у МСП перевалил за 1,5 трлн рублей, а в 2018 году достиг более 3 трлн рублей.

В рамках нацпроекта по поддержке предпринимательства государство впервые в истории российского бизнеса решило дополнительно стимулировать бизнес и поставило задачу к 2024 году довести объем закупок у МСП до 5 трлн рублей.

Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, поговорил с предпринимателями, чиновниками и общественниками о том, как достичь таких показателей и какие ограничения нужно снять.

Сложно, но можно

Глава Корпорации МСП Александр Браверман, ответственный за выполнение показателей нацпроекта по госзакупкам, считает поставленную задачу достижимой. С этого года крупные компании с госучастием обязаны отдавать малому бизнесу около 18% своих закупок (ранее — 15%), из которых 10% — это прямые торги [торги, где могут участвовать только представители малого бизнеса], а 8% — на общих основаниях [участие в закупках наравне с крупным бизнесом]. Сейчас корпорация мониторит около 1,4 тыс. предприятий с госучастием, обязанных закупаться у МСП.

"Безусловно, нам будет непросто выполнить такой показатель. Но мы гарантированно планируем выйти на ежегодный объем в 5 трлн рублей закупок для сектора МСП к 2024 году. Расширение круга заказчиков по закупкам для малого бизнеса не потребуется. Тут вопрос в том, чтобы стимулировать малых и средних предпринимателей на качественное исполнение закупок и самих заказчиков — на работу с малым бизнесом", — подчеркивает Браверман.

Президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Калинин вспоминает, что еще несколько лет назад многие чиновники считали недостижимым показатель и в 3 трлн рублей.

"Три года назад «Опора России» отмечала, что Корпорация МСП способна обеспечить закупки в объеме 3 трлн рублей. Был большой скепсис. Меня критиковали. Оказалось, это возможно. В прошлом году был рекорд по закупкам для малого бизнеса — более 3 трлн рублей. Что касается 5 трлн рублей к 2024 году, то это сложная задача. Малому бизнесу приходится конкурировать с крупным", — отмечает Калинин.

Он также соглашается с Браверманом, что для достижения показателей нацпроекта нужно создать механизмы "доращивания" поставщиков из сектора МСП для более качественного выполнения закупок.

Кроме того, Калинин предлагает повысить порог годовой выручки до 4 млрд рублей для среднего бизнеса [предельное значение выручки для средних предприятий составляет 2 млрд рублей], чтобы увеличить число субъектов МСП для выполнения госзакупок.

Сделать комфортно

Вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Елена Дыбова также считает, что достичь поставленных нацпроектом целей вполне реально, но существуют и серьезные препятствия.

"Конечно, цифра амбициозная. Я думаю, это приведет к существенному увеличению числа малых и средних компаний, заинтересованных в закупках. Те, кто участвует в закупках, — это, как правило, производственный малый бизнес", — говорит Дыбова.

"Сегодня большинство заказчиков публикует план своих закупок на год, что для малых производственных компаний является тупиковой ситуацией. Они готовы выполнить контракт, обучить людей, взять соответствующее оборудование для производства, но годовой план мешает им планировать свое развитие дальше, а это риск. Поэтому я бы предложила подумать в сторону публикации трехлетнего плана закупок для выполнения целевых показателей нацпроекта", — добавляет Дыбова.

По мнению заместителя руководителя Федерального казначейства Анны Катамадзе, упростить участие предпринимателей в закупках поможет оптимизация закупочных процедур.

"Нужно оптимизировать [закупочные] процедуры. К примеру, подачу заявки [на участие в тендере] и включение всех документов, связанных с допуском участников [на тендер], объединить в единый реестр [с возможностью сохранения постоянных данных для участия в закупках], чтобы предпринимателю каждый раз заново не подавать пакет документов о своей организации, который запрашивается на каждой закупке для участия. Думаю, если мы это сделаем, то даже без увеличения квоты на закупки по малому бизнесу мы достигнем этой цифры [5 трлн рублей к 2024 году]", — уверена Катамадзе.

Необходимость обеспечить предпринимателям простой и комфортный доступ к закупкам отмечает и замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Михаил Евраев.

"Я думаю, все реально [довести закупки у МСП до 5 трлн рублей к 2024 году], но зависит от нас — насколько комфортными мы сделаем условия для сектора МСП в сфере госзаказа. Многие предприниматели не участвуют в госзаказе, для них это сложная и многодневная процедура, и их можно понять. Надо упрощать и сокращать время на участие. Когда процедуры станут простыми, то огромное количество компаний из МСП придет в сферу госзаказа", — говорит Евраев.

В частности, он предлагает развивать агрегаторы электронной торговли, где заказчик сможет за один день купить товары, о которых предприниматель заявил на площадке.

Аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров призывает не забывать о том, что самое главное в закупках — это гарантия оплаты выполненных работ.

"Я считаю, что можно и превысить показатель в 5 трлн рублей. Но для этого надо подойти к вопросу о создании системы, когда малый бизнес увидит 100% гарантии по расчету за выполненные работы. Второе — он [предприниматель] не должен нести [финансовые] издержки до того, как станет официальным госпоставщиком", — указывает Рохмистров.

Сейчас, для того чтобы "заявиться" на конкурс, в большинстве случаев поставщики обязаны внести на площадку, где разыгрывается тендер, около 5-10% от стоимости всей закупки и получить банковскую гарантию под обеспечение заказа, что тоже влечет за собой финансовые расходы.

Рохмистров также призывает учитывать запросы предпринимательского сообщества по мерам улучшения закупочных процедур. "Ведь если делать правильно и комфортно, то о дополнительной мотивации бизнеса можно не говорить", — резюмирует он.

Крупный бизнес доволен

По словам директора департамента закупок госкомпании "Россети" Юрия Зафесова, им нравится работать с малым бизнесом. Более того, данный сектор справляется с выполнением закупок наравне с крупными предприятиями.

"Сектор МСП активно присутствует в наших работах, услугах, поставках. По прошлому году у нас порядка 52% — это все договоры с МСП. Исполнение договоров субъектами малого бизнеса не сильно отличается от крупных компаний. Мы видим только позитивный эффект от работы", — говорит Зафесов.

И хотя в компании положительно относятся к увеличению доли закупок у МСП, однако считают, что в дальнейшем квоты не должны увеличиваться, чтобы не помешать остальным участникам рынка.

"Есть квота для малого бизнеса [18% закупок крупных компаний отдавать МСП], ее надо придерживаться. А в остальной части торгов в обычном режиме МСП должны конкурировать на общих основаниях. Крупный бизнес тоже должен развиваться, он приносит деньги в бюджет, создает рабочие места", — подчеркивает Зафесов.

Его точку зрения разделяет представитель крупного бизнеса — директор департамента корпоративной торговли товаров для офиса "Офисмаг" Александр Филатов.

"Государство стремится к развитию МСП, но ситуация двоякая. Со стороны государства должны быть учтены интересы всех, с точки зрения развития — вообще всего бизнеса как такового. На мой взгляд, дальше квоту [для МСП] увеличивать не стоит, не должны эти 18% постепенно переходить в больший объем, должна быть реальная конкуренция, чтобы не было ущемления крупного бизнеса", — говорит Филатов.

Представитель среднего бизнеса — генеральный директор группы компаний ТСС (производитель дизельных генераторов) Владимир Сорокин — согласен с тем, что существующие квоты должны быть предельными. Но для дальнейшего развития Сорокину хотелось бы, чтобы госзаказчик на этапе составления заявки понимал реальные расценки качественной продукции.

"У нас сложное технологическое оборудование, которое предоставляет резервное электроснабжение для школ, больниц. Мы видим, что иногда по самым низким ценам в рамках закупок поставляется оборудование, которое впоследствии оказывается некачественным, и происходит новая аналогичная закупка. Хотелось бы такие вещи как-то предотвращать, чтобы никто не терял времени — ни сами заказчики, ни поставщики качественного оборудования", — отмечает Филатов.

В качестве решения предприниматель предлагает заказчикам на этапе создания закупки привлекать профессиональных экспертов, которые понимают, за какую цену поставка оборудования может превратиться в головную боль. Это позволит учитывать все риски и выбирать качественных поставщиков не только по стоимости.

Юлия Ермилова

Читать далее