27 май, 09:00
Малое и среднее предпринимательство

Замглавы Минэкономразвития: главная миссия - убрать страх перед ведением бизнеса в России

Замглавы Минэкономразвития РФ рассказал, почему важно учитывать особенности каждого региона, создавать комфортные условия для самозанятых и как эмпатия чиновников может повлиять на бизнес-климат

C помощью нацпроекта по поддержке предпринимательства российские власти в ближайшие годы хотят кардинально поменять отношение граждан к малому бизнесу в стране. Замминистра экономического развития РФ Вадим Живулин в интервью порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого выступает ТАСС, рассказал о том, почему важно учитывать особенности каждого региона, создавать комфортные условия для самозанятых и как эмпатия чиновников может повлиять на бизнес-климат в стране.

— Вадим Александрович, если говорить о социологических исследованиях, то какое отношение у людей к предпринимательству в России?

— Люди боятся заниматься бизнесом – таков итог целого ряда проведенных социологических исследований.

Большинство россиян считает, что стать предпринимателем сложно, и наша главная миссия - снять страх перед ведением бизнеса в России. 

Нам предстоит рассказать потенциальным предпринимателям обо всех существующих мерах и видах поддержки, образовательных программах, льготных финансовых инструментах, которые сегодня направлены на поддержку МСП (малого и среднего предпринимательства – прим. ред.) в стране. И этому, в первую очередь, будет способствовать федеральный проект "Популяризация предпринимательства" (является частью нацпроекта по поддержке предпринимательства в России – прим. ред.).

Я по праву считаю его одним из самых важных в структуре всего нацпроекта. Ведь если просто и доступно, используя различные информационные каналы, не рассказать бизнесу о тех возможностях, которые разработаны государством для его комфортного существования и развития, то остальные федеральные проекты просто не будут иметь смысла. 

— В конечном счете, что это должно дать нам всем?

— Предпринимательство в стране должно стать национальной идеей, вокруг которой сплотятся действующие и будущие предприниматели, и которую будут разделять ведомства и регионы.

— В рамках популяризации предпринимательства ко всем регионам будут единые требования?

— Российские города сложно подгонять под единые стандарты.

Есть такие традиционно сильные игроки, как Москва, Казань, Калуга, Челябинск. А есть те, к которым нужен совершенно иной подход. К примеру, в арктических регионах особая атмосфера и абсолютно другие условия и ресурсы для популяризации предпринимательства.

Безусловно, есть показатели нацпроекта по каждому региону, которые должны выполняться.

Но в первую очередь мы ждем от регионов понимания своей уникальной поддержки местного малого бизнеса, потому что только сами субъекты лучше всего понимают, как поддержать своего предпринимателя. 

— То есть кто-то, например, может сосредоточиться на популяризации предпринимательства среди пенсионеров и людей с ограниченными возможностями, а кто-то на женщинах и молодежи?

— Не совсем.

Развитие предпринимательства в стране станет возможным только при комплексном подходе - важно учитывать и экономику региона, его географическое положение.

При этом дать возможность попробовать себя в предпринимательстве и различным социальным группам.

Нацпроект включает в себя целый ряд образовательных программ для женщин, молодежи или, например, людей "серебряного" возраста.

Кроме того, он предлагает малому и среднему бизнесу ряд программ финансовой и акселерационной поддержки, которые учитывают и сферу бизнеса, и ресурсы, и даже предпринимательский потенциал, если речь идет о тех же стартапах.   

— К слову, Дальний Восток и Северный Кавказ являются приоритетными регионами по поддержке в рамках нацпроекта по МСП. Чем обоснован выбор? 

— При разработке нацпроекта мы учитывали, что есть регионы-лидеры, регионы-драйверы и есть регионы, на которые очень сильно влияет региональная специфика.

Так, на Северном Кавказе - большая плотность населения, которое можно мотивировать заниматься бизнесом, а с учетом приграничных соседей - развивать и экспортную составляющую. На Дальнем Востоке – высокая конкуренция со стороны азиатских государств. Поэтому для таких регионов должны быть особые меры и мероприятия, учитывающие высокую конкуренцию соседей. 

— В правительстве много говорилось о введении так называемой персональной ответственности по нацпроектам. Можете внести ясность? 

— За каждым национальным проектом стоят те, кто лично отвечают за его реализацию и исполнение: куратор, руководитель, администраторы – это и есть та персональная ответственность, которую несут чиновники.

 

Кроме того, сейчас разработана система мониторинга показателей, которая позволит оценивать ход достижения поставленных нацпроектом целей в регионах, а также увидеть, в чем конкретно субъекты отстают от графика.

— Рейтинг лучших и худших регионов будете составлять?

— Да, такой рейтинг будет, но он будет строиться на вычислении показателей, из которых мы будем понимать, какие регионы справляются с реализацией нацпроекта, а какие – отстают. Пятнадцать показателей уже утверждены президентом, сейчас мы дорабатываем методику их расчета, которую в скором времени презентуем. 

— В дальнейшем не исключаете возможности корректировки показателей нацпроекта МСП?

— Не хочется забегать так далеко вперед. В целом – не исключаю. В некоторых регионах показатели могут быть выполнены существенно быстрее, чем в других. Но в этом случае нам важно сохранять постоянный баланс, не меняя таких главных показателей нацпроекта, как увеличение численности занятых в малом бизнесе или увеличение доли малых и средних компаний в ВВП страны.

Я думаю, что мы всерьез сможем поговорить о какой-то корректировке по итогам первого года реализации всех нацпроектов.

Перед нами стоят достаточно амбициозные задачи по достижению целевых показателей национального проекта по занятости в сфере малого и среднего предпринимательства (25 млн человек к 2024 году – прим. ред.), а также по вкладу малого и среднего предпринимательства в ВВП страны (32,5 % к 2024 году - прим. ред.). Это возможно только при условии принципиального изменения структуры малого и среднего предпринимательства на федерльном уровне за счет понимания в том числе региональной специфики. 
 
— Ранее региональные предприниматели попросили первого вице-премьера, министра финансов РФ Антона Силуанова обязать банки давать письменное пояснение в случае отказа в выдаче льготного кредита. Как оцениваете просьбу? 

— Мы поддерживаем такую инициативу. Готовы в свою очередь обсудить возможные варианты обратной связи для предпринимателей от банков по заявкам на льготное кредитование. Это важно для того, чтобы предприниматель мог повторно податься на льготный кредит, понимая, где есть недоработки в его заявке.

Мы также планируем увеличить число банков-участников в рамках программы льготного кредитования для малого бизнеса.

Сейчас их 69, но есть понимание, что может быть порядка 200 банков-участников. 

— С этого года в России действует новая категория предпринимателей – так называемые самозанятые. Но на них не распространяются льготы, как на полноценных субъектов МСП. Могут в скором времени снять это ограничение? 

— Не исключаю. Сейчас пилотный проект запущен в четырех субъектах РФ – это Москва, Московская и Калужская области, а также Татарстан. Уже зарегистрировано более 77 тыс. человек. 

На сегодняшний день самозанятые могут воспользоваться всеми консультационными мерами поддержки, которые предоставляют центры "Мой бизнес", а также на их базе пройти программы обучения. Льготная финансовая поддержка пока самозанятым не доступна.

Пилотный режим в четырех регионах запущен с целью определить, какие именно меры поддержки необходимы самозанятым.

Все предложения будут сформированы к середине 2019 года и вынесены на обсуждение. 

— А как вы сами относитесь к самозанятым? Пользуетесь их услугами?

— Все мы в той или иной степени пользуемся услугами, которые сегодня оказывают самозанятые: начиная от ремонта и пошива одежды и заканчивая бытовыми услугами. Это же уже сложившийся сегмент занятости.

И я рад, что государство предложило, на мой взгляд, очень комфортный выход "из тени".

Размер налога в 4% [на профессиональный доход] - это очень немного. 

— Некоторые самозанятые говорят, что рады легализоваться, но опасаются административного давления. Большая часть предпринимательского сообщества эти опасения разделяет. 

— В рамках нацпроекта МСП есть федеральный проект, отвечающий за улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.

Его главным направлением является трансформация делового климата, где конечная цель - отказ от всех негативных норм, которые мешают заниматься бизнесом или влекут серьезные издержки. И в случае с трансформацией делового климата речь идет о конкретных нормах в различных сферах бизнеса.

17 января был запущен механизм управления изменениями предпринимательской среды: 140 инициатив по 12 направлениям в основных сферах экономический деятельности. Кроме того, снижение административных барьеров мы связываем с "регуляторной гильотиной", которая позволит отменить устаревшие и избыточные регуляторные требования для предпринимателей.

— За шесть лет, на которые рассчитан нацпроект, успеем?

— Это сложный системный вопрос. Уверяю вас, что все страны так или иначе проходят этот путь. Не так давно приводили пример Австралии, где 20 лет проводили ликвидацию вредных норм, а к концу поняли, что нужно начинать заново, так как появились уже новые нормы. Будем стараться и быстрее отсечь все лишнее, и сделать это качественно, чтобы не пришлось к этому возвращаться через много лет. 

— От каких норм, по вашему мнению, нужно отказаться в максимально короткие сроки? 

— На мой взгляд, самое чувствительное сегодня – это внезапность появления новых требований. В этом смысле минимум, что мы можем сделать, - это формировать правильные условия для появления таких норм: это режим пилотов и тестов, а также режим разъяснений и рекомендаций и возможность освобождения от ответственности в течение короткого, но начального периода реализации требований. 

— Как вы считаете, без каких качеств чиновник не сможет сработаться с предпринимателями и, следовательно, улучшить условия для бизнеса?

— Если мы говорим про госслужащего, то очень важно слышать и понимать, что происходит в той сфере, где он работает. Это эмпатия очень высокого уровня, когда постоянный сбор информации о том, что происходит на местах, дает нужный эффект малому бизнесу от каждого действия государства.

Важно говорить с бизнесом на одном языке, использовать современные подходы для работы чиновников и максимально быстро реагировать на запросы бизнес-сообщества.

Мы ввели в практику проведение обучения и стратегических сессий с участием предпринимателей. Тренеры делают большой акцент на командной работе, формированию единомышленников из подчиненных, обучают созданию клиентоориентированных услуг, исходя из реальных потребностей бизнеса. Также отмечу, что результаты нашей совместной работы уже легли в основу всего национального проекта. На протяжении 2018 года мы проводили стратегические сессии с широким кругом общественных объединений, которые занимаются развитием бизнеса в нашей стране, с предпринимателями и чиновниками разного уровня.

 

Беседовала Юлия Ермилова, Анна Дементьева 

Читать далее