Статья

17 АПР 2019, 09:00

От Свердловской филармонии до Камбербэтча: как работают виртуальные концертные залы

В рамках федерального проекта «Цифровая культура» в городах России будет создано 500 виртуальных концертных залов.

Благодаря проекту "Виртуальный концертный зал" выступления отечественных исполнителей и мировых звезд классической музыки смогут увидеть жители даже самых отдаленных регионов

Благодаря проекту "Виртуальный концертный зал" выступления лучших отечественных исполнителей и мировых звезд классической музыки, приезжающих в Россию с гастролями, смогут увидеть жители даже самых отдаленных регионов. 17 апреля в Москве состоится концерт скрипача Вадима Репина с Российским национальным оркестром в рамках Транссибирского Арт-фестиваля-2019. Наравне с теми, кто придет в этот день в Концертный зал им. П. И. Чайковского в столице, выступление виртуально "посетят" слушатели Севастопольского центра культуры и искусств.

Реальный зал, реальные люди

Масштабная инициатива Министерства культуры РФ реализуется в рамках федерального проекта "Цифровая культура", предполагающего создание к 2024 году 500 виртуальных концертных залов. Впрочем, "виртуальные" они только номинально: на деле это обычные залы, куда транслируется картинка и звук, поясняет директор департамента информационного и цифрового развития Минкультуры Вадим Ваньков.

"Зал реальный, люди реальные. Речь идет о том, что далеко не везде есть возможность оборудовать концертный зал, собрать музыкантов, и не всегда коллектив туда может добраться чисто физически, страна у нас большая, все-таки не Лихтенштейн", — подчеркивает Ваньков.

Залы могут быть открыты практически в любом месте, где установлено необходимое для приема сигнала оборудование: в филармониях, домах культуры, клубах, библиотеках, кинотеатрах и музеях. Сегодня по всей стране уже работает 323 таких виртуальных зала.

Оснащенные современной аудио- и видеотехникой, они позволяют транслировать в высоком качестве выступления музыкантов как в прямом эфире, так и в записи. Таким образом, у людей, которые не имеют доступа к крупным концертным площадкам, появятся те же возможности услышать лучшие выступления академических музыкантов, что и у жителей столицы. Причем совершенно бесплатно.

Пресс-служба Свердловской государственной академической филармонии

"Далеко не у всех есть возможность пойти в Московскую консерваторию или в свою региональную филармонию и взять билет на концерт. У нас, все-таки, 1115 городов, и в результате проекта практически каждый второй город будет оборудован площадкой. За счет этого мы многократно увеличиваем охват и доступность этих услуг", — уверен Ваньков.

Концерты на любой вкус

Впервые систему "виртуальных концертов" опробовали в Свердловской государственной академической филармонии. Трансляции здесь ведутся с 2008 года. Инициатива оказалась настолько востребована, что за несколько лет охватила практически всю область, включая не только учреждения культуры, но и интернаты и школы.

"У нас сейчас 42 зала в области на базе библиотек, клубов. Помимо этого, у нас еще 37 мини-залов. Они все разной направленности. Есть 11 залов в учреждениях социальной политики, я имею в виду интернаты как детские, так и взрослые. Для учреждений, где живут инвалиды, есть мини-залы. Есть [залы] также в образовательных школах, в музыкальных школах, потому что мы еще работаем по третьему направлению – просветительство", - объясняет директор Свердловской государственной академической филармонии Александр Колотурский.

Большая часть трансляций — 89% — прямые, то есть ведутся в режиме онлайн. Остальные показывают в записи. Конкретные концерты и их количество выбирают на местах. Свердловская филармония заранее формирует расписание 40 концертов, а работающие в каждом виртуальном зале филармонические собрания к маю утверждают собственный репертуар на сезон.

"Каждый выбирает в зависимости от своих нужд. У нас же есть залы и в деревнях, где всего 400 человек населения, они, естественно, восемь концертов берут. А есть города, где 60 тыс., 30 тыс. жителей, там берут уже 30, допустим, концертов. Мы даем им все, а они сами выбирают. Например, слушатели очень любят Березовского, Спивакова, Башмета, современную музыку", — поясняет Колотурский.

"Нацпроект – не просто поставка оборудования"

Только за 2018 год в Свердловской области состоялось около 3 тыс. трансляций, которые посетили почти 80 тыс. слушателей. Такой массовый спрос на концерты академической музыки Колотурский объясняет грамотной маркетинговой политикой.

Пресс-служба Свердловской государственной академической филармонии

"Идея востребована только тогда, когда правильно сделана. Надо организовывать слушателя, а не просто давать трансляцию. У нас есть среда, есть творческое планирование перспективы, маркетинговый комплекс, организационная такая система. Ведь это большая опасность, что технически все сделают, аппаратура будет, но люди не придут, потому что у нас очень маленький спрос в обществе. Во всем мире в концертные залы ходит до 5% населения. У нас в Екатеринбурге, мы посчитали, ходит до 3%", — говорит Колотурский.

О том, что наполнение залов — основная задача, которая стоит перед региональными властями, говорят и в министерстве культуры, ведь главная цель нацпроекта — к 2024 году увеличить посещаемость учреждений культуры на 15%.

"На всех наших совещаниях я повторяю: "Нацпроект — не в поставке оборудования, а в оснащении концертных залов, чтобы туда приходили люди, проводились мероприятия". Условием для этого является техническая возможность, которую мы должны обеспечить. Но мало построить зал, нужно еще об этом рассказать людям. То есть постоянные затраты на обеспечение деятельности зала должен взять на себя соответствующий регион, муниципалитет или учреждение", — подчеркивает Вадим Ваньков.

Чтобы гарантировать, что мероприятия действительно будут проводиться, а приобретенное оборудование не будет пылиться без дела, созданы эффективные методы контроля и отчетности.

"Мы совместно с Московской филармонией уже сейчас используем личный кабинет, откуда берутся трансляции, соответственно, мы будем видеть, сколько их показали. На местах люди будут отчитываться о количестве мероприятий и посетивших их слушателей. Так что нацпроект — беспрецедентный уровень контроля с точки зрения реализации", — говорит Ваньков.

"Хоть Камбербэтча могут транслировать"

К 2024 году в рамках нацпроекта будет открыто 500 виртуальных концертных залов по принципу "один зал в одном городе". Отбор регионов и конкретных учреждений, которые получат субсидии, происходит на конкурсной основе в зависимости от размера залов.

С момента старта проекта "Цифровая культура" в конкурсе поучаствовало уже 52 региона, из них победили 33. На базе местных филармоний уже создаются проектные офисы, которые будут отвечать за реализацию проекта на региональном уровне. В помощь им — московские специалисты.

Пресс-служба Свердловской государственной академической филармонии

"В качестве методического и консультационного центра выступает Московская филармония, которая придала этому проекту движение. У людей, которые поставят зал, не будет вопроса, что показывать, мы это обеспечим. При этом у них есть возможность дополнить — показывать что-то свое, заключать договора хоть с Метрополитен-опера (оперный театр в Нью-Йорке — прим. ред.) или транслировать спектакли с Бенедиктом Камбербэтчем (британский актер — прим. ред.), мы их не ограничиваем. Мы заинтересованы в том, чтобы это оборудование использовалось не только под контент Московской филармонии, а как можно больше было задействовано", — отмечает Вадим Ваньков.

Помимо виртуальных концертных залов в рамках проекта "Цифровая культура" будет создано 450 мультимедиа-гидов по выставкам с возможностью использования технологии дополненной реальности. Также планируется пополнение книжными памятниками фонда оцифрованных изданий Национальной электронной библиотеки. За счет этих инициатив к 2024 году ожидается увеличение числа обращений к цифровым ресурсам культуры в пять раз. Всего на проект за шесть лет будет выделено 6,8 млрд рублей.

Анна Михайлова