16 апр, 10:00
Здравоохранение

«Бережливая поликлиника»: от планов к реализации

Как «бережливый» подход делает лучше жизнь врачей и пациентов, и как уже сегодня меняется привычный образ российской поликлиники, рассказала представитель российского Минздрава Эльмира Вергазова

Минздрав России разработал 21 критерий «бережливой поликлиники», на основе которых до конца 2019 года будет создана новая модель медицинской организации. О том, как «бережливый» подход делает лучше жизнь врачей и пациентов, как вырабатывались новые критерии для медицинских учреждений и как уже сегодня меняется привычный образ российской поликлиники, в интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС рассказала заместитель директора департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения РФ Эльмира Вергазова.

Стройная модель 

Суть проекта – внедрение в работу поликлиники организационных принципов, которые делают медицинское учреждение удобным для всех: пациенты меньше сидят в очередях в ожидании приема у врача, а персонал делает меньше бумажной работы. По словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, реализация этих принципов позволит создать систему оказания медицинской помощи, ориентированную на пациента. 

«Модель «бережливой поликлиники» сейчас активно создается, мы планируем, что она будет готова к концу года, и вносим изменения в нормативную правовую базу в соответствии с поручением президента Российской Федерации. Критерии соответствия мы планируем ввести в положение о первичной медико-санитарной помощи», – рассказала Вергазова. 

Она добавила, что некоторые «учреждения-добровольцы» в регионах пробовали самостоятельно приводить свою работу в соответствии с принципами «бережливости», но сталкивались с отсутствием единых критериев. 

«К сожалению, далеко не у всех при этом есть правильное понимание этих процессов», – отметила представитель Минздрава.

По словам Вергазовой, ведомство уже разработало девять блоков критериев «бережливости» для амбулаторных учреждений. «Первый блок касается потоков пациентов, второй блок – качества пространства, третий – вовлеченности персонала в улучшение процессов, это вообще обязательнейшее условие успешной реализации проекта», – отметила она. Следующие блоки – доступность медицинской помощи, стандартизация процессов, формирование системы управления, эффективность использования оборудования, качество медицинской помощи и управление запасами лекарств, медицинских изделий, бланков и другими. Всего эти блоки будут включать в себя 21 критерий. 

Все эти критерии на данный момент реализуются и оцениваются в поликлиниках. Методическую поддержку во всех субъектах, где в поликлиниках внедряются lean-технологии (от англ. lean production, lean manufacturing – «стройное производство», концепция управления, основанная на стремлении к устранению или минимизации любых потерь – прим. ред.), оказывают эксперты госкорпорации «Росатом». 

Удовлетворенность качеством 

Разработку модели «Бережливой поликлиники» с едиными критериями и стандартами качества Минздрав России осуществляет в рамках соответствующего федерального проекта, входящего в состав национального проект «Здравоохранение». В течение шести лет число организаций, участвующих в создании и тиражировании новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, должно увеличиться с 3% до 72,3%. 

Пилотные «Бережливые поликлиники» появились в 2016 году в Ярославле, Калининграде и Севастополе. Выбор пал именно на эти города, так как их жители были недовольны качеством работы местных медицинских учреждений. Для запуска пилотного проекта в каждом из трех городов выбрали одну взрослую и одну детскую поликлинику.  

В результате время ожидания в очереди у регистратуры сократилось в Калининграде в три раза, в Севастополе и Ярославле - в пять раз. Время ожидания пациентом приема врача у кабинета в Калининграде и Севастополе сократилось втрое, а Ярославле – в 2,5 раза. 


По словам Вергазовой, оптимизацию всех процессов, что в пилотных проектах, что в последующих, проводили всегда совместно с медперсоналом и самими пациентами: составляли опросники, выбирали задачи, а врачи и пациенты предлагали варианты оптимизации, назначались ответственные за выполнение принятых решений.  

«На данный момент в России более 2 тыс. поликлиник, внедряющих бережливые технологии, в 52 субъектах. При этом проект стартовал в 2016 году с шести поликлиник в трех регионах, через год их стало уже 307, а к концу текущего года у нас должно быть более 3 тыс. учреждений на lean-технологиях. За шесть лет должны стать «бережливыми» почти 7 тыс. учреждений, оказывающих амбулаторную помощь», – добавила она.  

Детские поликлиники и доступная среда  

В разработанным Минздравом для «бережливых поликлиник» критериях есть общие пункты и для взрослых учреждений, и для детских. Так, к примеру, во всех поликлиниках и амбулаториях должно быть достаточное количество мест для ожидания. То же самое касается и организации системы навигации в поликлинике: поиск необходимой информации должен занимать не более 30 секунд. «Система информирования должна быть на все случаи – 100% всех процессов должно быть с информацией, размещенной в доступных местах», – уточнила Вергазова.  

При внедрении lean-технологий в детских учреждениях тоже существует определенная специфика, связанная с тем, что дети проходят ежегодные профилактические осмотры с привлечением разных специалистов. «Поэтому некоторые учреждения для этого размещают кабинеты врачей по типу «ромашки», чтобы родитель с ребенком не бегал по этажам поликлиники, а максимально быстро прошел весь предусмотренный ребенку объем профилактического медицинского осмотра», – объяснила собеседница агентства. 

Она также рассказала, что для детских учреждений одним из принципиальных моментов является не только максимальное сокращение времени, которое ребенок проводит в стенах поликлиники, но и разделение потоков заболевших и здоровых детей – то есть при принятии организационных решений необходимо учитывать особенности планировки каждого здания. 

Кроме того, и в детских, и во взрослых поликлиниках реорганизация должна обязательно проводиться с учетом того, что среди посетителей и пациентов есть и маломобильные люди. «Есть навигация для маломобильных людей в виде интерактивной панели, которой может воспользоваться человек на инвалидной коляске, чтобы получить всю необходимую информацию. Есть приборы для слабослышащих, переоборудуют туалетные комнаты. Все это делается в интересах пациентов, и все это – необходимая составляющая "бережливой поликлиники"», – заверила представитель Минздрава. 

Также, по ее словам, во многих детских поликлиниках по запросу родителей уже появились комнаты для кормления грудничков и специальные комнаты для детских колясок.

Стационар становится бережливым

С апреля 2018 года в Национальном медицинском исследовательском центре (НМИЦ) онкологии им. Н. Н. Блохина также начали оптимизировать рабочие процессы. Реализовывать «бережливые технологии» в приемном отделении онкоцентра, а также в стационаре, учреждению, как и поликлиникам, помогают специалисты Росатома. 

Особенность приемного отделения онкоцентра связана с тем, что помимо пациентов, оформляющихся в стационар, есть еще группа пациентов химиотерапевтического отделения, но вопрос их госпитализации для продолжения лечения решается только после получения результатов анализов.

Разделение потоков пациентов уже позволило сократить время ожидания и тех и других в очереди, рассказал ТАСС врач приемного отделения НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, руководитель проекта «Оптимизация госпитализации пациентов в приемное отделение онкологического стационара» Алексей Коновалов.   

Следующим шагом, по словам Коновалова, будет создание кабинета в приемном отделении. «У нас осталась перепланировка, которая запланирована на лето этого года. После перепланировки у нас в приемном отделении появятся кабинеты забора анализов всех химиотерапевтических больных», – сказал врач. Он отметил, что это позволит еще больше сократить время ожидания пациентами результатов. 

Кроме того, в центре им. Блохина была создана единая для поликлиники и стационара цифровая база, что позволяет планировать операции еще до госпитализации пациента, так как все анализы, которые могут для этого понадобиться, он сдает на этапе амбулаторного обследования. По словам Коновалова, реорганизация позволила в целом увеличить на 35% пропускную способность приемного отделения в отношении пациентов, которым показана госпитализация. 

«Мы сейчас примерно треть хирургических пациентов кладем за один-два дня до операции. Они ложатся – на следующий день оперируются. То есть мы сократили минимум на пять-семь дней госпитализацию в среднем для хирургического стационара», – пояснил врач.

Горизонт развития 

Минздрав уже разработал изменения в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, согласно которым планируется включить один из критериев «бережливых поликлиник» в критерии доступности и качества медицинской помощи в целом. 

«Речь идет о возможности записи на прием без очного обращения в регистратуру. Этот же показатель у нас есть и в самом проекте – доля записей к врачу, совершенных гражданами без очного обращения в регистратуру. Другие критерии мы введем в положение о первичной медико-санитарной помощи. Параллельно разрабатывается и система аттестации этих поликлиник в соответствии с моделью «бережливой поликлиники», – уточнила Вергазова. 

По ее словам, также разрабатываются механизмы мотивации медицинского персонала для работы над созданием «бережливых поликлиник». 

«Есть масса инструментов «бережливого производства», которые мы еще не все задействовали, обучаем медицинских работников в процессе реализации нашего проекта. Следующим естественным этапом проекта станет внедрение процессов экономической направленности, при которых появляется возможность экономить средства за счет перехода на «бережливые» технологии», – уточнила она. 

Сама по себе реализация новой модели медицинской организации не требует дополнительных средств, так как вся суть заключается в оптимизации работы и устранении потерь, в том числе финансовых.

«А ведь эти самые сэкономленные средства можно распределить и на мотивирование работников в виде повышения зарплат и премий, и на возможность обучения, посещение конференций специалистами и так далее. Это все приведет к разумному использованию федеральных средств, средств Фонда обязательного медицинского страхования, региональных бюджетов. Быстро этой цели не достичь, но мы совершенно точно на правильном пути и идем уверенными шагами», – добавила Вергазова. 

Инна Финочка

Читать далее