Статья

17 сент., 10:00

Мода для особенных людей: как в России делают ортопедическую обувь и адаптивную одежду

О создательнице специализированной обуви, которая из ученого превратилась в успешного предпринимателя

Российский дизайнер Галина Волкова почти 20 лет развивает компанию "Ортомода", которая специализируется на изготовлении ортопедической обуви и адаптивной одежды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Предприниматель рассказала порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, о том, как непросто менять представление людей о моде и удобстве и как вырасти из ремесла в инновационное цифровое производство, выпускающее 65 тыс. пар обуви в год.

Из ученого в предприниматели

Когда Галина Волкова училась в аспирантуре Московского университета дизайна и технологий, отец попросил ее встретиться с другом семьи, у которого были ампутированы обе ноги. Он также много лет страдал сахарным диабетом и хотел поделиться своим видением проблемы специальной обуви для людей с таким заболеванием. Волкова сомневалась, стоит ли идти: на тот момент она уже активно занималась конструированием обуви, но ее диссертация была далека от медицинской направленности и касалась танцевальной темы. Однако на встречу согласилась.

"Из этого разговора мне врезалась в память одна фраза, произнесенная собеседником: "Если бы специальная обувь помогла сохранить мои ноги еще хотя бы в течение месяца, я бы был бесконечно благодарен тому, кто ее произвел", — вспоминает предпринимательница.

После этой беседы Волкова начала собирать информацию о существующих наработках в сфере ортопедической обуви для больных диабетом: обратилась к ректору своего вуза, ознакомилась с несколькими диссертациями, консультировалась с ведущими специалистами Эндокринологического научного центра в отделении диабетической стопы.

"Гагик Галстян (сейчас уже доктор медицинских наук, заведующий отделением диабетической стопы) рассказал мне, что около 70% ампутаций ног в России связаны именно с сосудистыми осложнениями, в том числе при сахарном диабете. Упрощенно это выглядит так: больные абсолютно не чувствуют, что происходит со ступнями, и стирают их в кровь. Эти раны не заживают, начинается гангрена, после чего конечность ампутируют до того места, где кровоток еще сохраняется", — поясняет Волкова.

По мнению специалиста, во многом такие ситуации происходили по причине того, что люди не осознавали необходимости носить специальную обувь. А кроме того, созданием такой обуви никто в стране на тот момент не занимался. Волкова приняла решение изменить положение дел.

"Постепенно, шаг за шагом, я углубилась в тему ортопедической обуви и стала заниматься ее разработкой параллельно с написанием диссертации", — делится предпринимательница.

После успешной защиты ее пригласили на работу в Центральный научно исследовательский институт кожевенно-обувной промышленности, где она возглавила лабораторию по перспективному проектированию обуви и продолжала заниматься наукой. Одновременно поступило приглашение на Московскую фабрику ортопедической обуви.

"Я пришла на фабрику с желанием не только делать модную ортопедическую обувь, но и развивать новое направление — обувь для людей, страдающих сахарным диабетом, которая требует особой мягкости и отсутствия привычных жестких деталей", — говорит Волкова.

Вскоре директор фабрики предложил Волковой и нескольким молодым сотрудникам организовать на базе предприятия отдельную компанию, которая бы занималась выпуском ортопедической обуви нового формата. Так в 2001 году появилась компания "Ортомода", которую Волкова вскоре выкупила и стала владеть ей единолично.

Артем Геодакян/ТАСС

Новые колодки и горизонты

В 2005 году Волкова провела масштабный анализ потребностей клиентов, который показал, что на женщин и детей приходится до 80% заказов обуви, а на мужчин — только 20%. Кроме того, исследование позволило выделить самые распространенные запросы.

"Мы проанализировали все деформации стоп, с которыми к нам обращались, классифицировали их. Благодаря полученной информации я разработала усредненные колодки для массовых линеек обуви, которые можно приобрести, не прибегая к услуге индивидуального заказа", — говорит предпринимательница.

На создание каждой коллекции обуви в среднем понадобилось около двух лет. Сегодня "Ортомода" специализируется, в частности, на таких направлениях, как обувь для детей, начинающих ходить, и обувь для детей с ДЦП. Также компания выпускает обувь для больных сахарным диабетом, ортопедическую обувь и обувь для людей с деформацией большого пальца — халюс вальгус. В планах предпринимательницы — дополнительная линейка для мужчин с этим заболеванием.

"Я собираюсь разработать обувь для мужчин, страдающих от халюс вальгуса. Несмотря на то что представители мужского пола ходят в обуви на низком каблуке и реже жалуются на это заболевание, спрос на такую продукцию все же есть", — объясняет Волкова.

Помимо массовых линеек, продажи которых достигают 38 тыс. пар в год, компания принимает индивидуальные заказы. Если в 2005 году "Ортомода" произвела около тысячи эксклюзивных пар, то сегодня их количество возросло до 27 тыс. Стоимость обуви из массовой коллекции в среднем составляет 5 тыс. рублей, а пара по индивидуальным меркам обойдется значительно дороже — цены на такие изделия начинаются от 18 тыс. рублей. По словам предпринимательницы, продукция пользуется спросом по всей России.

"Сейчас у нас обширная география заказов: Московский регион, Санкт-Петербург, Казань, Астрахань, Владивосток. Кроме того, в Москве и Московской области у нас восемь салонов ортопедической обуви, где работают врачи-ортопеды, которые предоставляют консультации и снимают мерки для изготовления ортопедической обуви", — рассказывает Галина.

Артем Геодакян/ТАСС

Мода без границ

Помимо изготовления ортопедической обуви, компания Волковой является одной из трех производственных площадок в России, которые занимаются созданием специальной одежды для людей с ограниченными возможностями.

"Коллекцию одежды и аксессуаров для людей с инвалидностью мы представили публике еще в 2002 году в Дюссельдорфе. Тогда мы произвели фурор, потому что очень мало дизайнеров задумывались о том, как человеку надеть брюки, если у него протез или он перемещается на инвалидной коляске", — вспоминает предпринимательница.

Однако, по словам Волковой, в России спрос на такую одежду появился только к 2009 году, когда активно заработала федеральная программа "Доступная среда".

В 2009 году Волкова запустила уникальный проект "Студия универсального дизайна", в рамках которого стала проводить конкурсы среди дизайнеров одежды для людей с ограниченными возможностями и организовывать модные показы. Это позволило накопить значительный опыт в производстве такой одежды.

"Мы продумываем все до мельчайших деталей. Например, предлагаем клиентам рубашки, на которых сверху пришиты обычные пуговицы, а на самом деле все держится на специальных магнитах, позволяющих легко одеваться и раздеваться. Кроме того, у нас есть специальная одежда для детей с ДЦП, которая раскладывается в плоскую деталь: на нее можно положить ребенка, застегнуть молнии, и он уже одет", — объясняет Волкова.

Пока это направление не может похвастаться большими оборотами, но предпринимательница считает, что это лишь начало пути.

Пресс-служба компании "Ортомода"

"Любую, даже самую замечательную идею не так легко привить широкому кругу людей, показать им ее преимущества и удобства. На это должно уйти некоторое время", — уверена Волкова.

Робот для создания ботинок

Волкова рассчитывает, что уже к 2021 году оборот компании приблизится к 1 млрд рублей против 240 млн рублей в 2018 году, а доля на рынке ортопедической обуви приблизится к 18% (сейчас — около 4,5%). Этой цели предпринимательница планирует достичь за счет выпуска на рынок новой ортопедической продукции и создания онлайн-платформы, которая позволит заказывать обувь из любой точки страны.

"Мы получили большую поддержку от Минпромторга РФ, который выдал нам субсидию на проведение научно-исследовательской работы. Это помогло нам разработать уникальный ассортимент в массовом сегменте ортопедической обуви: например, это коллекция обуви для школы с вкладной ортопедической стелькой и специальными фиксирующими элементами, которая внешне не отличается от обычной сменки", — рассказывает Волкова.

Кроме того, Волкова поставила перед собой задачу выстроить инновационное предприятие, оцифровав каждый шаг производства обуви: от снятия мерки до выпуска готового изделия. Для ее решения компания, ранее развивавшаяся только за счет собственных средств, привлекла кредит от Фонда развития промышленности (ФРП) в размере 50 млн рублей на покупку новейшего цифрового оборудования.

"Главная проблема производственного бизнеса — нехватка оборотных денег для запуска производства при отсутствии залога для того, чтобы взять кредит. Одна из мер поддержки малого и среднего бизнеса, которой воспользовались мы, — это частичное покрытие залоговой суммы Корпорацией МСП при получении займа в ФРП. Но это был кредит на покупку оборудования, а получить заем на пополнение оборотных средств достаточно сложно", — подчеркивает Волкова.

Галина Волкова Пресс-служба компании "Ортомода"

В этой связи она отметила предусмотренную нацпроектом "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" возможность взять кредит под залог прав на интеллектуальную собственность. На это российское правительство выделит 31 млрд рублей в 2019-2024 годах.

"Интеллектуальная собственность — основной ресурс, которым обладают малые инновационные предприятия. Так что, если новый механизм кредитования заработает, он станет большим подспорьем для МСП", — убеждена предпринимательница.

Инновационное производство Волкова выстраивает на площадке в технополисе "Москва", куда "Ортомода" переехала в 2015 году, чтобы окунуться в цифровую среду. Здесь предприятие окружено другими инновационными компаниями, благодаря чему, по словам Волковой, появляются новые идеи для развития. С 2019 года компания получила статус резидента технополиса и будет пользоваться льготами в части налогообложения и по таможенным сборам.

"Конечно, не все технические новинки показали свою надежность и необходимость, некоторые из них требуют серьезной доработки. Особенно сложные заказы мы все равно выполняем вручную. Но нужно быть готовым к тому, что в будущем появится аппарат, в который человеку просто нужно будет вставить ногу, чтобы получить готовый ботинок. И такое будущее не за горами", — уверена предпринимательница.

Ксения Петрова